Психоанализ

ПСИХОАНАЛИЗ — 1) В узком смысле слова —  психотерапевтический метод, разработанный З.Фрейдом в конце 90-хгг. XIX столетия для лечения  психоневрозов. Психоанализ как метод  терапии состоит в выявлении, затем доведении до сознания и  переживании бессознательных  травмирующих идей, впечатлений,  психических комплексов. 2) В  широком смысле слова психоанализом называют различные школы  динамической психотерапии.  Причем речь может идти не только о теоретических платформах этих школ, но и об  институционализированном движении, которое  осуществляется на базе их.  Психоанализ как движение ведет свое  начало с кружка сторонников З.Фрейда, объединившихся  вокруг него в 1902 г. и основавших в 1908 г. Венское  психоаналитическое общество. Современные преемники и продолжатели этого движения относятся к так  называемому «классическому», или  «ортодоксальному» психоанализу — наиболее многочисленному,  мощному и влиятельному  направлению его. В теоретическом плане  классический психоанализ представляет собой фрейдизм, в некоторых вопросах уточненный и реформированный в 30—50-е гг. X. Хартманном, Д. Рапапортом и др. Изменения, внесенные ими, касались главным образом функций «Я». Их  исследования привели к разработке нового  теоретического аспекта, получившего наименование «эго-психологии». В отличие от Фрейда, главное  внимание уделявшего бессознательным механизмам «ОНО», в современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам «Я», направленным на адаптацию к социальной среде. Весьма примечательной является также попытка формализованного изложения психоанализа Д.  Рапапортом, стремившимся при этом также перевести понятия психоанализа в термины поведения, которыми  пользовалась в 40—50-е гг. бихэвиористски ориентированная  экспериментальная психология — основной  соперник психоанализа. Д. Рапапорт старался приблизить психоанализ к канонам научности, которые диктовались пост-позитивистской философией науки. Другие направления (школы) психоанализа, значительно  менее институциализированные и влиятельные, были основаны отдалившимися от Фрейда  учениками — А.Адлером, О.Ранком, а также К. Юнгом, который лишь на короткое время  сблизился с ним и с Венским  обществом. Возникший в 30—40-е гг.  неофрейдизм в медицине и  патопсихологии укоренился  незначительно, однако оказал большое  влияние благодаря популярности  философских и  социально-психологических работ Э. Фромма,  теоретического лидера этого  направления.

Рекомендуем прочитать