Паскаль

ПАСКАЛЬ Блез (1623—1662) — французский философ,  религиозный мыслитель, математик,  физик, писатель. Создатель счетной машины. Главное  религиозно-философское произведение — «Мысли» (опубликованы в 1669 г.). В центре размышлений Паскаля — экзистенциальные вопросы. Он находил тщетными надежды на счастье,  связывавшиеся с естественными и точными науками: «В минуты скорби  знание вещей внешних не сможет утешить меня в незнании морали, но знание нравов всегда утешит меня в невежестве относительно наук о внешнем мире».  Мыслитель выступил против  господствовавшего философского  настроения эпохи —  мировоззренческого рационалистического  оптимизма, а также против связанного с ним деизма. Последовательное проведение Паскалем идеи  бесконечности в рассмотрении  проблем смысла жизни и познания способствовало его повороту к религиозному иррационализму. Человеческое существование  находится между двумя безднами — бесконечно большого и  бесконечно малого: «вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня». Бог запределен и непознаваем. Человек — загадка для самого себя: «ибо он не может представить себе, что такое тело, и еще меньше — что такое дух, а менее всего — как тело может  соединяться с духом. Вот предел сложности, а между тем это его собственное существо». Человек — «мыслящий тростник», в нем  соединяются мощь разумности и  хрупкость телесности: «в пространстве вселенная объемлет и поглощает  меня, как точку; в мысли я объемлю ее». Ум поднимает людей над миром природы, не дает им примириться с участью всего живого, указывает на их высшее назначение. Две стороны антропологической антиномии  (положительная и отрицательная)  предполагают друг друга. Человек — «король, лишенный трона».  Величие разума состоит, прежде всего, в осознании онтологического и  гносеологического ничтожества  человека. Разум, обозначив свои  границы, побуждает людей прислушаться к непостижимым для него «резонам сердца» и обратиться в поисках  спасения к Христу, живому личному Богу, чья бесконечность не  устрашает, потому что в ней — полнота  любви. Можно найти и доводы ума,  согласные с «логикой», «порядком» сердца. Пример тому — «пари  Паскаля»: при выборе между ставкой на «орла» — верой в «живого Бога» — и ставкой на «решку» — неверием в Бога — выиграет «бесконечно  счастливую жизнь» только  поставивший на «орла». В «Письмах к  провинциалу» (1657), ставших  классикой французской сатирической  прозы, с позиций янсенизма  (пуританского течения в католицизме)  изобличается мораль иезуитов. Паскаль показывает, что их принцип «цель оправдывает средства», их  казуистика (способы применения  общих норм к конкретным случаям) и пробабилизм (учение о  вероятных мнениях), позволяющие  толковать поступки и намерения в наиболее выгодном для субъекта свете, попустительствуют  порокам и несовместимы с  христианской нравственностью. Идеи  Паскаля повлияли на развитие  религиозно-экзистенциальных  мотивов в философии, некоторые  существенные ходы его мысли  восприняты кантианством.

Рекомендуем прочитать