Ницше

НИЦШЕ Фридрих  Вильгельм (1844—1900) — крупный немецкий философ,  предвозвестник «философии жизни»,  экзистенциальной философии и  философской антропологии. Ницше остро и оригинально отразил в своем творчестве драматизм и противоречие эпохи перехода от классической философии к  философии современной. Основные идеи Ницше: 1) переоценка всех ценностей — критическая, порой разрушительно-критическая идея ломки и уничтожения  устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и  замена их новыми,  провозглашаемыми в учении Ницше. Наиболее  острой критике подвергаются такие понятия, как христианская  «любовь к ближнему», сострадание, самоуничижение, равенство всех перед Богом и др. Столь же резко он критикует всю философию,  начиная с Сократа, за присущий ей рационализм, поверхностный  идеализм и моральное происхождение всех философских суждений.  Ницше окончательно вводит в  европейскую философию категорию  «ценность». Саму философию он  считает ценностным мышлением, причем вопрос о ценности для Ницше  важнее вопроса об истинности  познания; 2) «воля к власти» —  фундаментальное онтологическое  понятие, разрабатываемое на основе  учения Шопенгауэра и вместе с тем  обладающее новым смыслом. Для Ницше «воля» есть конкретная,  индивидуальная воля человека,  сущность любого существования и  бытия заключается в повышении и  росте этой конкретной «воли к власти». Волю Ницше считает первичной по отношению к сознанию и  мышлению и неразрывно связывает ее с  человеческой деятельностью.  Формуле Декарта: «я мыслю,  следовательно, существую» Ницше  противопоставляет положение: «я обладаю  волей и действую, а, следовательно, я живу». Это — одна из отправных посылок философии жизни; 3) идея Сверхчеловека, вытекающая из  концепции роста воли к власти, теория преодоления всех, с точки зрения Ницше, отрицательных качеств  человека и приближения его к идеалу Сверхчеловека — создателю и  носителю новых ценностей и новой  морали. Ценности, провозглашаемые Сверхчеловеком, — это абсолютная способность к коренной  переоценке ценностей, духовное  творчество, полная концентрация  воли к власти,  сверхиндивидуализм, оптимистическое жизнеутверждение, бесконечное  самосовершенствование; 4) идея  «вечного возвращения», находящаяся в непримиримом противоречии с остальными идеями Ницше,  глубоко пессимистический миф о вечном возвращении одного и  того же в мире, идея, фактически ставящая всю предыдущую  философию Ницше на грань  бессмыслицы. Следует отметить, что  представление о Ницше как  теоретическом источнике и предтече  национал-социализма,  распространенное в массовом обыденном сознании, является  партийно-идеологическим мифом,  созданном нацистами не без  участия сестры Ницше Э. Фёрстер-Ницше. «Три кита»  нацистской идеологии — апология  немецкого государства,  утверждение расового превосходства  немцев, антисемитизм и  славянофобия — полностью отрицались крайним индивидуалистом и  непримиримым критиком  немецкого филистерства и мещанства Ницше. Ницше —  художественно-мыслящая личность, выдающийся поэт. Его произведения написаны афористически-символическим стилем, порождающим  многозначность философских интерпретаций его основных идей. Основные  сочинения: «Так говорил Заратустра» (1883—1884), «По ту сторону добра и зла» (1886), «Воля к власти» (1889).

Рекомендуем прочитать