Конфуций

КОНФУЦИЙ (551—479 гг. до н. э.) — латинизированная форма китайского имени Кун Фу-цзы (Кун-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни). Человек, которого в Китае  называют «Отец китайской нации», либо «Учитель десяти тысяч  поколений». Происходил из  родовитой, но обедневшей семьи. В 30 лет Конфуций открыл свою  школу, воспитав огромное  количество учеников, с которыми и  впоследствии не расставался. Его  беседы с учениками, названные впоследствии «Лунь юй»  («Суждения и беседы»), и составляют основу учения Конфуция.  Конфуций неоднократно заявлял, что именно человек — центральная тема его учения. Как сделать  человека нравственным, как создать совершенное общество, каким должно быть государство?  Размышляя над этими непростыми вопросами, Конфуций широко использует традиционные для философской мысли Китая  термины «ли» и «дао». Ли — это  ритуал, традиции, предписания,  обряды, обязательность  неукоснительного следования которым и составляла одну из основ конфуцианского учения. Дао — путь, для Конфуция — это комплекс его идей, принципов и методов, суть его  учения, с помощью которого он  наставлял человека на путь истины,  воздействовал на него. Ибо постичь Дао — значит вступить на Путь  познания истины. В конце этого  трудного пути человеку откроется  истина, и он сможет сказать себе — мой жизненный путь окончен. Конфуций подразделял людей на три  категории: обозначаемые терминами «цзюнь-цзы», «жэнь» и «сяо жэнь». «Цзюнь-цзы» и «сяо жэнь» — новые понятия, неизвестные ранее широко в древнекитайской философии. Именно они на долгие столетия  определили не только параметры  развития политической культуры, но во многом и судьбу духовной культуры китайской нации. Цзюнь-цзы  («благородный муж») занимает одно из центральных мест в учении  Конфуция, ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания представителям двух других категорий. Термин «жэнь» («человек») использовался для  обозначения как человека вообще, так и обычных людей. «Сяо жэнь» — это маленький (ничтожный), а иногда — подлый человек,  руководствующийся прежде всего «выгодой».  Требования Конфуция к цзюнь-цзы: он должен обладать такими чертами, как справедливость, скромность, правдивость, приветливость,  почтительность, скромность,  осторожность, умение сдерживать свои желания, отвращение к  клеветникам, безумным и т. п.  Благородный муж никогда не  успокаивается на достигнутом, а  постоянно занимается  самоусовершенствованием в надежде  постичь Дао — Путь. Но  представления о моральных достоинствах цзюнь-цзы будут неполны, если не будет ничего сказано о таком важнейшем понятии учения  Конфуция, как «жэнь». Благородный муж, лишенный жэнь, уже не цзюнь-цзы. Конфуций говорил: «Если благородный муж утратил жэнь, то какое право имеет он  носить столь высокое имя?»  Принято переводить понятие «жэнь» как «человеколюбие»,  «гуманность», «добродетель».

Рекомендуем прочитать