Баденская школа

БАДЕНСКАЯ ШКОЛА  неокантианства — одно из направлений  западной философии последней трети XIX—первой трети XX вв.  Основные представители — В.Виндель банд, Г. Риккерт, Э. Ласк. Баденская школа трансформирует основные положения кантовского  трансцендентализма. Определенное влияние на философию этой школы оказал Э.Гуссерль. Для баденской школы базисной реальностью является сфера социального опыта. Эта  школа отказывается от кантовского  признания «вещи в себе», бытие всякой вещи рассматривает как бытие в  сознании. Вместе с тем она отвергает субъективизм, полагая, что  результат познания — всеобщее и  необходимое, трансцендентальное знание. Достижение трансцендентального знания возможно, если ориентацию на ценность признать  общеобязательной для познающего субъекта. Философия — наука о ценностях. Ценности образуют  самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта—мир  трансцендентного. Типы мировоззрения  определяются отношением  субъекта к сфере ценностей. Кантовский априоризм в баденской школе воплотился в идею особой логики наук о культуре, выдвинутой Г. Риккертом. В. Виндельбанд  дополняет особенности предмета гуманитарно-социальных наук идеей специфического  индивидуализирующего метода в  исторической науке, в отличие от  естествознания. Баденская школа оказала  влияние на социологию М. Вебера,  получила распространение в  России.

Рекомендуем прочитать