АРГУМЕНТАЦИЯ — интеллектуально-речевая деятельность, которая осуществляется через построение текста, адресованного некоторому лицу (или группе лиц) и имеет целью достичь принятия адресатом одного из содержащихся в тексте утверждений (его называют тезисом аргументации) на основе ряда других утверждений из этого текста (их называют посылками или основаниями аргументации); при этом адресат рассматривается как имеющий право отвергнуть любое из содержащихся в тексте утверждений. Принятие тезиса является непосредственной целью аргументации. Эта цель, как правило, включена в сложную систему других целей аргументирующего, где могут содержаться любые из следующих целей: сообщить истину, ввести в заблуждение, вызвать определенное эмоциональное состояние адресата, побудить к некоторым действиям (ради общего блага, в интересах группы, в интересах адресата или аргументирующего). Принятие тезиса аргументации происходит в различных формах, включая принятие его в качестве истинного, вероятного, представляющего интерес и т. д. Особым случаем принятия является убеждение — уверенность в истинности мысли, характеризующейся относительной устойчивостью, имеющей эмоционально-ценностную нагруженность, играющей активную роль в практической или духовной жизни человека и реализуемой вопреки реальной или воображаемой оппозиции. Аргументация может быть обращена к реальному или к воображаемому адресату — в последнем случае аргументация называется условной. Философские исследования аргументации обычно имеют гносеологический или этический характер. Гносеологические исследования сосредоточены на роли аргументации в познании, на проблемах ее истинности и логической правильности, соотношения аргументации и доказательства; этические — на межличностных отношениях участников процесса аргументации, проблемах права и свободы в аргументации, честности и справедливости аргументации.