АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — философия, созданная арабами и некоторыми народами Ближнего и Среднего Востока, принявшими ислам и пользовавшимися арабским языком. Классический период арабской философии — VIII—XV вв. С VII в. она развивается в форме богословской метафизики. К середине VIII в. попытки применить идеи греческой философии к мусульманской догматике приводят к рациональному обоснованию теологии ислама: философия мутазиллитов отрицала антропоморфные представления о Боге, Божественное предопределение и утверждала Божественную справедливость, общезначимость «повеления блага и запрещения зла», возможность познания Вселенной и Бога. В борьбе с мутазил литами сформировалась школа му такаллимов — последователей ортодоксального ислама. На дальнейшее развитие арабской философии значительное влияние оказало движение суфизма. Родоначальник оригинальных трудов арабской философии — Аль-Кинди. Как и другие представители арабского аристоте лизма, он подчеркивал значение естествознания; обосновывая вероучение ислама, считал возможным относительно автономное существование философии, основанной на разуме. Усвоение аристотелевской философии в неоплатонизирован ном варианте, благодаря переведенному на арабский язык сочинению «Теология Аристотеля» (изложение работ Плотина), связано с именами Аль-Фараби и Ибн-Сины (Авиценны). Они доказывали вечность мира и его независимость от божественного провидения: Бог — «необходимо сущее, благодаря самому себе»; знание Его простирается лишь на универсальное, которое есть сам божественный разум, Его эманации в вещах и человеческий интеллект. Задача познания — понять этот разум. Параллельно с арабским аристотелизмом шло развитие оппозиционных исламу философских течений так называемых «чистых братьев», мистических направлений суфизма. Апологетикой ислама с помощью рациональных доводов разума занимались мутакаллимы, последователи Аль-Ашари. Аль-Газали, прозванный «доказателем ислама», дал анализ арабских неоплатоников и их опровержение. После него основой методологии арабской философии стала аристотелевская логика. Дальнейшее ее развитие продолжается в Испании (Андалусии), где она представлена Ибн Баджжа, Ибн Туфейлем и Ибн Рушдом (Аверроэсом). В последующие столетия в ней усиливаются догматическая теология и мистика. С конца XIX в. теология и философия постепенно синтезируются в феномен арабской идеологии ислама.