Теория познания? Это очень просто! (Главы 7 и 8)

Глава 7. Человек дает ощущения природе. Человек дает законы природе. Энергетизм. Пространство и время. Ломоносов и Менделеев подозреваются в идеализме.

Некоторые антропологи считают, что несколько тысячелетий назад человеческий мозг отличался от мозга современного человека. В древности левое и правое полушария были относительно независимы друг от друга. Речь генерировало правое полушарие, а восприятие речи производило левое полушарие; когда в правом полушарии возникали мысли в форме слов, то левое полушарие иногда не понимало, что мысленные слова пришли из правого полушария. В таких случаях левое полушарие считало, что слова пришли по обычному пути – из ушей. Человек был убежден, что он ушами услышал чью-то речь извне. Если он не видел рядом людей, то тогда он делал вывод, что слова произнесены вслух демоном или божеством.
Сейчас встречаются случаи, когда инфекция или опухоль поражает ту часть мозга, которая соединяет левое и правое полушарие. Полушария оказываются изолированными друг от друга, и появляются слуховые галлюцинации, то есть мысленные слова, возникающие именно в мозге, считаются произносимыми внешним объектом. Возникает отношение как к внешнему к тому, что в действительности является внутренним.
Люди находятся в зависимости от неадекватной работы мозга, второй сигнальной системы, своих мнений и страстей, убеждений других людей, правил широко распространенных игр, материально не существующих объектов. Кошкам также присуща подобная зависимость.
Когда людям, родившимся слепыми, в зрелом возрасте хирурги восстанавливают зрение, то прозревшие видят лишь беспорядочные цветные пятна, причем эти пятна им кажутся расположенными непосредственно на поверхности глаз. Только через некоторое время бывшие слепые постепенно приобретают умение устанавливать расстояние до предметов.
Существует психо-физиологическое явление, состоящее в понимании того, что предметы находятся не на поверхности глаз, а на некотором отдалении от глаз.
В процессе созерцания вещей, в мозгу человека появляются образы. Каким-то способом мозг человека из того, что находится в мозгу (из психического образа) извлекает информацию о том, в каком месте окружающего пространства находится вещь. Образ находится в мозгу, и мозг полагает, что в определенной точке окружающего пространства находится объект, соответствующий этому образу. Этот психо-физиологический процесс, начинающийся с возникновения образа внутри мозга и заканчивающийся мыслью о находящемся вне человека объекте, Кант называл приписыванием или привнесением, Гегель – подсовыванием, Богданов – подстановкой физического под психическое, Авенариус – интроекцией.
Наряду с образами, происходит интроекция сложных абстракций. Рассмотрим случай, описанный одним из приближенных Никиты Сергеевича Хрущева: «Я сопровождал Н.С.Хрущева во время его поездки по целинным землям. В то время инакомыслие в сельском хозяйстве состояло в защите чистых паров. Мы находились в одном целинном совхозе, когда, проезжая вдоль поля, руководитель партии вдруг заметил распаханную, но не засеянную землю. Он тут же велел остановиться и обрушился на женщину – директора совхоза. Выдержав первый заряд гнева, директор сказала, что только благодаря чистым полям их совхоз получает намного больше зерна, чем соседние совхозы. Ее ответ был убедительным, но Хрущев не слушал: «Я же сказал – запретить!» В разговор вступил министр заготовок, который поддержал директора совхоза и пытался доказать выгоду чистых паров, но Хрущев и его грубо оборвал»(журнал «Огонек», 1989г, №10).
Существенное в поведении Н.С.Хрущева то, что он наделил чистые пары отрицательными свойствами, якобы снижающими урожайность, и обращался с чистыми парами как обладающими отрицательными свойствами (и применил свою власть для того, чтобы действия людей основывались на мнимых отрицательных свойствах). Чистым парам Хрущев подсунул отрицательные свойства, и это подсовывание нанесло значительный ущерб сельскому хозяйству.
Человеческим ум, имеющий внутри себя образ физического закона, полагает, что физический закон находится не там, где образ, а в окружающей природе. Как сказал бы Гегель, человеческий ум из себя выплескивает в окружающую природу образ физического закона. Что по этому поводу говорит В.И.Ленин? «Наш махист благополучно пришел к чисто кантианскому идеализму: человек дает законы природе, а не природа человеку! Не в том дело, чтобы повторять за Кантом учение об априорности, - это определяет лишь особую формулировку идеалистической линии, - а в том, что разум, мышление, сознание здесь является первичным, природа вторичным. Кантианско-махистская формула «человек дает законы природе» есть формула фидеизма»(«Материализм и эмпириокритицизм», с.175; на странице 274 эта формула еще раз названа идеалистической). Слова В.И.Ленина означают: отличительный признак идеализма есть принятие того, что человек дает (приписывает, подсовывает) законы (свойства, образы) природе.
Отсюда видно, что стать идеалистом очень легко: достаточно признать, что Никита Хрущев подсунул чистым парам отрицательные свойства.

Фраза «человек дает природе законы о природных явлениях» имеет смысл, мало отличающийся от смысла фразы «человек воздействует на природу в соответствии с имеющимся у него знанием о природных явлениях». Разве последнюю фразу можно назвать идеалистической?

«Глупенькие теоретические ухищрения (с интроекцией, с энергетикой) остаются в пределах узенькой школы, а идейная тенденция этих ухищрений сразу улавливается неокритиками, имманентами, прагматиками и служит свою реакционную службу… Утонченные гносеологические выверты Авенариуса об интроекции остаются профессорским измышлением, попыткой создать свою маленькую философскую секту, а на деле, в общей обстановке борьбы идей, объективная роль этих гносеологических ухищрений одна и только одна: расчищать дорогу идеализму и поповщине, служить им верную службу»(В.И.Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм», с.367-368).
«Все грани…условны, подвижны, выражают приближение нашего ума к познанию мате¬рии, — но это нисколько не доказывает, чтобы природа, материя сама была… продуктом нашего ума… Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше…но это не значит, что природа была созданием нашего ума или абстрактного ума, т. е. уордовского бога, богдановской «подста¬новки» и т.п.»(В.И.Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм»).
«…в гносеологии Мах и Авенариус…загромождали старые идеалистические ошибки претенциозным терминологическим вздором («элементы», «принципиальная координация»., «интроекция» и т.д.)»(В.И.Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм»).
Существование интроекции настолько очевидно, что многие советские ученые признали ее. Ниже приводятся высказывания ученых, которых не смогла смутить критика Ленина в адрес интроекции, квалификация интроекции (богдановской подстановки) как имеющую негативную идейную роль в идеологической борьбе, как услуживающей реакционным силам, как идеалистический вздор.
Земан: «Мы встречаемся в науке с приписыванием точки зрения познающего субъекта исследуемой действительности, с проецированием полученного представления о действительности на саму действительность».
Голованов: «Законы науки проецируются на объективную реальность; природные законы и законы науки как бы меняются местами».
Кратин: «Жизненная практика научает мозг отделять внешние воздействия от внутренних, проецировать внешние воздействия в окружающую среду».
Коршунов: «Предметность образа выражается в свойстве проекции. Ее суть состоит в том, что содержание образа, формирующегося во внутреннем плане, как бы выносится вовне, наложено на предметы».
Тюхтин: «В упорядоченности нейродинамических состояний головного мозга закодирована упорядоченность воздействующих объектов. Для субъекта эта упорядоченность состояний его нервной системы выступает в качестве структуры внешнего объекта. Иначе говоря, субъект как бы соотносит, проецирует обратно (но не физически) на внешний мир упорядоченность состояний своих нервных анализаторов».
Конорский: «Возбуждение группы гностических нейронов через ассоциативные пути порождает в проекционной зоне процессы, которые обладают всеми свойствами восприятия и которые проецируются вовне».

Это может показаться удивительным, но Фридрих Энгельс признавал подсовывание неких сущностей, в направлении от психики человека к окружающему миру. Он сказал в книге «Диалектика природы»: «Мы говорим о мускульной силе ног, о прыгательной силе ног, о пищеварительной силе желудка, об ощущающей силе нервов. Иными словами, чтобы избавится от необходимости указать действительную причину изменений, вызываемых функциями организма, мы подсовываем некоторую причину».
Примечательно, что и Карл Маркс пользовался термином «приписывание» - «люди приписывают свойство полезности, как будто оно присуще самим предметам, хотя овце едва ли представлялось бы одним из ее «полезных» свойств то, что она годится в пищу человеку»(Соч., т.19, с.378).
В.И.Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм», с.282: «Существуют ли электроны, эфир вне человеческого сознания, как объективные реальности? На этот вопрос естествоиспытатели должны отвечать и отвечают постоянно: да».
В природе нет эфира. Но в голове Ленина был образ эфира, и он интроецировал этот образ, т.е. полагал, что и внутри его, Ленина, и вне его существует реальный эфир.

Фридрих Энгельс: «В естествознании мы достаточно часто встречаемся с теориями, в которых реальные отношения поставлены на голову, в которых отражение принимается за объективную реальность, и которые нуждаются в перевертывании. Такие теории довольно часто господствуют долгое время. Подобный случай представляет нам учение о теплоте, которая почти в течение двух столетий рассматривалась как особая таинственная материя, а не как форма движения обыкновенной материи; только механическая теория теплоты произвела здесь необходимое перевертывание»(«Диалектика природы»).
Как нужно понимать слова Энгельса «отражение принимается за объективную реальность»? На картине мира изображено устройство мира. Люди запоминают картину, и в дальнейшем полагают, что мир устроен так, как показывает картина, что содержание картины мира совпадает с реальностью, что реальность и картина мира тождественны. Такое действие людей является неправильным и нужно устранить тождественность: люди должны научиться относиться к картине мира как к мыслительной идее, а не как к объективной реальности. Богданов согласился со словами Энгельса – к психическому (т.е. картине мира) нужно относится именно как к психическому, существующему в мышлении, а к физическому (объективной реальности) нужно относится как к существующему вне человека. Богданов применил свою собственную терминологию, смысл которой совпадал со смыслом слов Энгельса. У Богданова получилась фраза: люди имеют подлежащую исправлению привычку подставлять физическое под психическое. Эта фраза привела к тому, что Ленин пригвоздил Богданова к столбу позора.
Фридрих Энгельс: «В теоретическом естествознании запрещается конструировать связи и вносить их в факты» («Диалектика природы»).
В каком месте происходит конструирование связи? В мышлении человека. В каком месте находятся факты? Вне человека. Энгельс запретил линию, у которой на одном конце которой находится мышление, и по которой происходит движение в направлении от мышления к другому концу линии, где имеется находящееся вне человека. Ленин почел своим священным долгом защищать учение Маркса-Энгельса. Поэтому Ленин набросился на Богданова, который осмелился противоречить Энгельсу и требовал признать линию от мышления к существующему вне человека. Ленин обвинил Богданова в попытке реабилитации идеалистической кантианской философии.
Во второй главе брошюры приведена цитата из статьи Николая Гавриловича Чернышевского, рассказывающей о кошке, которая наделяет клочок шерсти свойствами убегающей мышки, и которая ловит клочок шерсти, как будто это мышка. У Н.Г.Чернышевского нет сомнений в том, что кошка творит линию, исходным пунктом которой является мышление кошки, и завершающим пунктом являются находящиеся вне кошки вещи.

Картина мира загораживает объективную реальность. Картину мира и объективную реальность можно уподобить толстому слою льда, скрывающему под собой воду ручья или озера. Картина мира является помехой процессу познания объективной реальности. Чтобы уменьшить загораживающий эффект, нужно создавать несколько картин мира.
(В середине одиннадцатой главы брошюры продолжается рассказ о том, как В.И.Ленин боролся против подстановки физического под психическое.)
Над новорожденными котятами, со дня обретения ими способности видеть, проводили эксперименты: котят усаживали в тележки, и возили в тележках среди разнообразных предметов. Котята видели предметы, и могли обозревать пространство, насыщенное предметами. Но котята не могли ходить между предметами и трогать предметы лапами. На протяжении одного часа в сутки котята бегали по беговой дорожке, и таким образом тренировали свои мышцы и способность к передвижению; тренировки на беговой дорожке, а также кормление проводились в полной темноте, чтобы в этот период времени котята не могли пользоваться зрением. Через два месяца, на завершающей стадии экспериментов, котят прекращали сажать в тележки, и выпускали в помещение с разнообразными предметами. Котята ходили по помещению и постоянно натыкались на предметы; поведение котят было идентично поведению слепых кошек. Эксперименты показали, что зрительные органы чувств функционировали нормально, однако мозг оказался неспособным почерпнуть из показаний органов зрения информацию о том, в каком месте пространства находятся предметы. Котята не осознавали, что вне них существует пространство, и они были солипсистами. Котята не умели производить интроекцию. Эксперименты подтвердили правильность концепции Авенариуса, правильность его глупеньких теоретических ухищрений.
В чем заключаются глупенькие теоретические ухищрения с энергетикой, о которых пренебрежительно отзывался В.И.Ленин? В 1881 году Дж. Томсон написал работу «Об электрических и магнитных явлениях, происходящих при движении наэлектризованных тел». В этом исследовании он приходит к гипотетическому выводу, что в соответствии с механикой Ньютона и электродинамикой Максвелла масса заряженной частицы должна возрастать при ее движении. Опыты немецкого ученого Вальтера Кауфмана над катодными лучами, произведенные в 1906 году, подтвердили теоретический вывод Томсона. За 5 лет до этого Кауфман провел измерение отношение заряда катодной частицы к его массе. Для этой цели он пропускал катодные лучи через электрическое и магнитное поля и в результате нашел величину удельного заряда. Эти опыты привели к удивительным для того времени результатам – отношение заряда к массе зависело от скорости. Это был намек на то, что при быстрых движениях происходит перераспределение между массой и электрическим зарядом (электрической энергией). Как указывалось, Кауфман обнаружил еще одно перераспределение: энергия ускоренного движения преобразовывалась в увеличение массы.
При попытках согласовать уравнения Максвелла и уравнения Ньютона некоторые ученые робко высказывали мысль о связи массы и энергии (Дж. Томсон в 1881 году, Н.А.Умов, О. Хевисайда, Р.Сирла, М.Абрагома, Х.Лоренц, А.Пуанкаре). В 1904 году Ф.Газенорль произнес запутанную фразу – если векторы, по которым двигаются энергетические потоки, сойдутся в одной точке пространства, и точка будет находиться в полости некого предмета, то концентрация энергии в полости проявит себя так, как будто бы масса предмета увеличилась. В 1905 году А.Эйнштейн произнес две простые фразы: «излучение переносит инерцию между излучающим и поглощающим телами», «Если энергия изменится на величину К, то масса изменится соответственно на К, разделенную на 10 в 21 степени». В настоящее время произносят совсем простую и совершенно понятную фразу - при охлаждении тонны воды на 100 градусов ее масса уменьшается на пять тысячных миллиграмма.
Эдмон Беккерель в 1894 году открыл физическое явление – некоторые вещества накапливают солнечные лучи и в темноте светятся. Его сын Анри продолжил исследование. Анри Беккерель узнал об открытых недавно рентгеновских лучах, и он решил проверить испускание этих лучей флуоресцирующими веществами. Поскольку рентгеновские лучи обнаруживаются на фотопластинках, то в 1896 году Анри Беккерель заворачивал фотопластинки в черную непрозрачную бумагу, прикреплял к бумаге флуоресцирующие вещества, и подвергал вещества воздействию солнечного света. Фотопластинки реагировали на рентгеновские лучи, испускаемыми некоторыми веществами. 1 марта 1896 года было обнаружено, что смесь из сульфата калия и сульфата урана заставляет реагировать фотопластинку в том случае, когда отсутствует воздействие солнечных лучей. В дальнейшем было установлено, что испускают рентгеновские лучи и те химические соединения урана, которые не имеют свойства флуоресценции. В 1898 году обнаружилось, что торий способен испускать рентгеновские лучи. К 1900 году испускание рентгеновских лучей было найдено у полония, радия, актиния. Эрнест Резерфорд установил, что лучи состоят из двух частей. Он назвал одну из них альфа-излучением, она не могла проникнуть вглубь вещества и задерживалась на поверхности предметов, а другую бета-излучением, она проникает более глубоко. В 1902 году Поль Вийяр обнаружил третью, почти беспрепятственно проникающую компоненту, совсем не отклоняемую магнитом. Он назвал ее гамма-излучением. Поскольку свойства лучей, обнаруженных Беккерелем, отличались от свойств рентгеновских лучей, то их стали называть «лучами Беккереля». В 1903 году Пьер Кюри нашел четвертую компоненту – выделение тепловой энергии (100 калорий в час от 1 грамма урана или полония). Такое большое количество тепла, по мнению многих, не могло возникнуть от того, что воздушную атмосферу пронизывают космические лучи большой энергии (если космические лучи имели бы большую энергию, то тогда эта энергия была бы давно обнаружена) и эта космическая энергия якобы преобразовывается в энергию четырех излучений. Поскольку излучение не является преобразованным излучением, приходящим извне (из космических лучей), то естествоиспытатели пришли к выводу, что процессы, происходящие внутри урана, полония и других радиоактивных веществ, являются источником четырех излучений.
Постепенно было установлено, что альфа-лучи заряжены положительно, бета-лучи отрицательно, а гамма-лучи совсем не несут заряда, чем напоминают лучи Рентгена. Гамма-лучи не имели веса, но излучение гамма-лучей из радиоактивного вещества сопровождалось уменьшением веса вещества. Из этого был сделан вывод о превращении вещества, имеющего вес, в невесомую энергию гамма-лучей и в невесомую энергию теплового излучения.
Эти открытия (превращение весомого вещества урана и полония в невесомую энергию гамма-лучей и в невесомое тепловое излучение, отдача нагретого предмета тепловой энергии в окружающую среду с одновременным уменьшением веса, перераспределение между массой и электрической энергией, перераспределение между энергией ускоренного движения и массой) принесли пользу идеалистам – «Превращение материи в силу является для Когена главным завоеванием идеализма» (В.И.Ленин, «Материализм и эмпириокритицизм», с.304). Перечисленные научные открытия принесли пользу идеалистам потому, что они задолго до открытия Беккереля, Томсона и Эйнштейна предсказывали превращение весомого в невесомое. Но то, что полезно идеалистам, вредно материалистам. И материалисты стали отрицать превращение весомого в невесомое. Отрицание продолжалось в период конструирования и испытания атомных и термоядерных бомб. Философы-материалисты идеологически обрабатывали людей, занятых в ядерной сфере, с целью вызвать у них негативное отношение к превращению весомого вещества в невесомую энергию. О такой идеологической атаке рассказывает физик-ядерщик Александров: «Вскоре после войны, кажется, в 1948 году, меня вызвали в ЦК партии и завели разговор о том, что квантовая теория и теория относительности – все это ерунда. Особенно усердствовали два профессора из института философии. Но я им ответил очень просто: сама ядерная бомба демонстрирует превращение вещества в энергию, которое следует из этих новых теорий, и ни из чего другого».
Научные открытия оцениваются материалистами с позиции: поддерживают ли они антиматериалистические воззрения, или нет? Если поддерживают, то материалисты отрицают их в такой степени, насколько велик их талант убедительно лгать.
Материализм зиждется на весомой материи. Если общий вес материи уменьшается из-за превращения вещества в невесомую энергию, то это ослабляет фундамент материализма. Материализм находится под угрозой, и угроза связана с уменьшением количества материи во Вселенной, т.к. вес является мерой количества материи. Чтобы укрепить материализм и его фундамент, необходимо проводить идеологическую обработку людей, чтобы внедрить в человеческие души отрицательное отношение к уменьшению общего количества материи.
В 1933 году Жолио-Кюри обнаружил: при столкновении пары «электрон – позитрон» она исчезает как таковая, давая начало электромагнитному излучению. Весомый электрон сталкивается с весомым позитроном, они исчезают, и вместо них появляется невесомое электромагнитное излучение. И до 1933 года, и после 1933 года философы-материалисты усиленно размышляли над вопросом: как найти убедительные аргументы, доказывающие, что общая масса всего существующего не уменьшается? Правильные размышления о веществе могут одержать победу над неправильными размышлениями о веществе только в том случае, когда в основу размышлений положен принцип: «то, существование чего я не хочу, - того не существует».

Бог создал из невесомой пустоты материальные звезды, материальную землю, материальные моря, – так объясняет Библия начальный этап возникновения мира. Некоторые священники говорят, что в конце света произойдет противоположный процесс – весомые звезды, земля, моря превратятся в невесомую пустоту. Энергия и пустота имеют между собой общее – и то, и другое является невесомым. Невесомая энергия является платформой, с которой можно было бы сделать один шаг в сторону невесомой пустоты и свалиться в пропасть религиозных предрассудков относительно превращения весомых звезд, земли и морей в невесомую пустоту. Чтобы люди не смогли сделать один шаг, Ленин решил выбить из-под ног людей вышеуказанную платформу. Поэтому Ленин и многие другие материалисты вели решительную борьбу против превращения весомого вещества в невесомую энергию. Таким способом наносилось поражение религиозности.
Собака, живущая на холоде, и употребляющая замороженную пищу, имеет температуру около 38 градусов. Нагрев собачьего организма происходит за счет тепловыделяющих химико-биологических реакций. Вещество из замороженной пищи превращается в невесомую тепловую энергию. Однако известно, что свойством невесомости обладает пустота. Используя сходство между пустотой и теплом, священники могут заявить, что процессы внутри собаки подтверждают правильность убеждения священников о процессах, которые будут происходить в конце света ( в конце света произойдет превращение весомого в невесомое). Чтобы помешать священникам, чтобы лишить слова священников доказательной силы, нужно убедить людей в том, что замороженная пища не превращается в тепло в организме собаки.
Замороженная пища имеет мало тепла (по термометру). Организм собаки творит из замороженной пищи много тепла. Это очень сильно похоже на процесс создания мира, описанный в Библии: из нулевого количества вещества сотворено большое количество вещества. Преобразование малого количества тепла в большое количество тепла может использоваться священниками как обоснование правильности Библии. Чтобы лишить священников удовольствия использования процессов в организме собаки в качестве доказательства правильности Библии, необходимо убедить людей в том, что в организме собаки не происходит превращение малого количества тепла в большое количество тепла.
Фактов, свидетельствующих о превращении весомого вещества в невесомую энергию, нет. Благодаря усилиям философов-материалистов, из года в год наблюдается тенденция к уменьшению количество таких фактов.
Некто высказал суждение, что будто бы рыбы живут в воде, и рыбы имеют свойство вводежизненности. Мы знает, что раки живут в воде, и что раки имеют свойство вводежизненности. Согласно исходному суждению, рыбы имеют свойство вводежизненности. Получается, что и раки, и рыбы обладают одним и тем же свойством. Из этого следует, что рыбы и раки – это одно и то же. Однако мы знаем, что раки – это не рыбы. Мы обнаружили противоречие между утверждением о том, что рыбы и раки одно и то же, и утверждением о том, что рыбы и раки не одно и то же. Существование противоречия доказывает ошибочность первоначального суждения о том, что рыбы живут в воде.
Богданов высказал суждение, что научное знание представляет собой общественно-организующий опыт. Всем известно, что религия является общественно-организующим опытом. Получается, что научное знание и религия имеет одно и то же свойство – быть общественно-организующим опытом. Из этого логически следует, что религия представляет собой научное знание. Однако всем известно, что это противоречит действительности. Существование противоречия доказывает ошибочность суждений, высказанных эмпириокритиком Богдановым (см. «Материализм и эмпириокритицизм»).
Едят ли змеи птичьи яйца? Да. Едят ли девочки птичьи яйца? Да. Это означает, что девочки являются змеями (см. «Алиса в Зазеркалье»).
Змеи питаются птичьими яйцами. Питающиеся птичьими яйцами являются змеями. Каждая селедка является рыбой. Каждая рыба является селедкой. Враги коммунистической партии критикуют коммунистическую партию. Критикующие коммунистическую партию являются врагами коммунистической партии.

Пространство и время стали для Ленина еще одной сферой, где он решил нанести удар по идеализму и поповщине. Бытовало мнение, что выход за пределы времени и пространства как-то связан с религиозными предрассудками. Дабы оторвать людей от религии, Ленин принялся морально терроризировать некоторых ученых, начал мешать им выходить за пределы времени и пространства. Он говорил: «Не признавая объективной реальности времени и пространства, Дюринг не случайно, а неизбежно катится по наклонной плоскости, до «первых толчков», ибо он лишил себя объективного критерия, мешающего выйти за пределы времени и пространства. Если время и пространство только понятия, то человечество, их создавшее, вправе выходить за эти пределы, и буржуазные профессора вправе получать жалование от реакционных правительств за отстаивание такого выхода, за прямую или косвенную защиту поповщины»(«Материализм и эмпириокритицизм», с.191).
Если при жизни Ленина какой-нибудь исследователь стал бы проводить эксперименты, связанные с выходом за пределы реального времени и реального пространства, то возмущению Владимира Ильича не было бы пределов. Ведь проведение таких опытов будет косвенной защитой религии! Надо ограничивать научные исследования, если они хотя бы в малой степени могут использоваться в угоду поповщины.
В начале своих рассуждений Ленин ставил вопрос так: или ты допускаешь возможность выхода за пределы времени и пространства, и тогда ты идеалист, или ты ограничиваешь себя (и других) рамками пространства и времени, и тогда ты материалист. В дальнейшем В.И.Ленин внес уточнение в материалистическое понимание пространства: материализм настаивает на трехмерности пространства. Для материалиста недопустимо вести речь о мнимом многомерном пространстве. Кто говорит о пространстве с пятью, шестью или семью измерениями, тот отрекается от материализма и признает идеализм. Пятимерное пространство – это не образ реального пространства; оно не имеет никакого сходства с реальностью. Материализм не совместим с измышлениями, не являющимися образами реального мира. Размышления о пятимерном пространстве подрывает исходную материалистическую посылку. «Если ощущения и представления не суть образы вещей, а знаки и символы, не имеющие никакого сходства с ними, то исходная материалистическая посылка подрывается, подвергается некоторому сомнению существование внешних предметов, ибо знаки и символы вполне возможны по отношению к мнимым предметам»(«Материализм и эмпириокритицизм», с.252).
Здесь Ленин ведет борьбу против сходства науки и религии следующим образом. Религия создала символы по отношению к тому, что многие считают мнимыми предметами. И религия изучает мнимые символы. Наука обязательно должна отличатся от религии, и чтобы возникло отличие, нужно добиваться того, чтобы наука не изучала то, что многие считают мнимыми предметами. Нужно добиваться того, чтобы наука не компрометировала себя связью с мнимыми предметами.
Первым заговорил о выходе за пределы трехмерного пространства греческий ученый Диофант Александрийский, живший в третьем веке там, где сейчас находится Стамбул. В 13-томной «Арифметике» он поведал изумленным читателям о четырехмерном кубе, пятимерном кубе и шестимерном кубе. Вторым стал арабский математик Ибн ал-Хайсам, в начале одиннадцатого века разработавший формулу, необходимую для подсчета объема четырехмерного параллепипеда.
Ученые имеют вредную привычку делать то, что противоречит интересам Ленина и интересам материализма. Диофант Александрийский и Ибн ал-Хайсам скомпрометировали себя связью с мнимыми предметами.
Фридрих Энгельс: «Если только мы привыкнем приписывать корню квадратному из минус единицы или четвертому измерению какую-либо реальность вне нашей головы, то уже не имеет особенно большого значения, сделаем ли мы еще один шаг дальше, признав также и спиритический мир медиумов»(«Диалектика природы»).
Диофант Александрийский и Ибн ал-Хайсам не считали реальным четвертое измерение. Но кто-то может ошибочно заявить, что четвертому измерению соответствует какая-либо реальность вне нашей головы. Это ошибочное заявление может привести к тяжелым последствиям – священники могут заявить, что реальный Бог находится в реальном четвертом измерении. Нужно сейчас, заранее готовится к тяжелым последствиям, т.е. предотвращать наступление тяжелых последствий. Самый легкий путь предотвращения тяжелых последствий – объявить, что Диофант Александрийский и Ибн ал-Хайсам совершили ошибку, заявив о четвертом измерении. Тогда не будет места, где Бог мог бы находиться.
Самый легкий путь предотвращения тяжелых последствий – объявить, что Беккерель, Томсон, Кауфман, Эйнштейн и Жолио-Кюри совершили ошибку.
Самый легкий путь предотвращения тяжелых последствий – объявить, что Хаблл ошибся, когда посредством разбегания галактик объяснял смещение спектральных линий в световых лучах, испускаемых далекими галактиками.
Самый легкий способ предотвратить тяжелые последствия – объявить о заблуждениях кибернетиков и роботостроителей, которые ошибочно пытаются создать искусственный мозг, который якобы способен продуцировать мысли в условиях, когда в месте возникновения мысли отсутствует человеческий мозг. Появление мысли там, где нет человеческого мозга – идеалистическое извращение, направленное против диалектического материализма. Священники говорят, что у Бога нет человеческого мозга, но Бог мыслит. Между высказываниями кибернетиков и священников есть общее – вера в то, что мысли могут появляться вне человеческого мозга. Следовательно, священники могут опереться на кибернетику при доказывании правильности Библии. Священники опираются на заявление Хаблла о разбегании галактик – галактики начали разбегаться 20 миллиардов лет назад, значит, галактики имеют начало, и начальная операция по созданию галактик произошла 20 миллиардов лет назад. Если доказать, что невозможно создать искусственный мозг и что галактики не разбегаются, то этим будет создано затруднение священникам в их попытках доказать правильность того, что написано в Библии.
Как хорошо, что в Библии отсутствует таблица умножения! Если бы в Библии находилась таблица умножения, то тогда материалисты доказывали бы ошибочность таблицы умножения.
Философы ведут борьбу против физиков, с целью предотвращения тяжелых идеологических последствий. Физики должны осознавать, что они встречают сопротивление не только со стороны природы, неохотно раскрывающей свои тайны, но и со стороны идеологии и философии. Физики должны задуматься над вопросом: есть ли смысл в выбрасывании философии и идеологии за борт, в водную пучину?

Энгельс сообщил, что если мы привыкнем приписывать корню квадратному из минус единицы какую-либо реальность вне нашей головы, то это может привести к тяжелым последствиям – множество людей признают правильность идеалистической теории сотворения Вселенной, созданной древним греком Платоном (см. одиннадцатую главу брошюры). Ленин посчитал, что вопрос о корне является слишком сложным для читателей его философских книг, и поэтому Ленин решил не вносить вопрос о корне в эпицентр философских споров. Корню квадратному из минус единицы повезло: в двадцатом веке никто не пытался искусственным образом привязать корень к решению основного вопроса философии – правильную или ошибочную теорию создал Платон. Теория Платона сыграла большую роль в философских спорах девятнадцатого и двадцатого века – к ней Энгельс, Ленин, другие материалисты искусственным образом привязали множество физических и физиологических процессов (четвертое измерение, субстанциальность времени, разбегание галактик, выравнивание температуры в разных частях Вселенной, уменьшение массы при охлаждении, создание искусственного мозга, применение гипотез при изучении природы, активность познающего мышления, интроекцию, априорные идеи, особенности функционирования глаз и других органов чувств, индетерминизм, одновременность, дефект массы при превращении водорода в гелий, дефект массы при торможении, выделение энергии радиоактивными веществами, аннигиляцию вещества и антивещества, etc, etc, etc).
Платон может гордится – на опровержение его теории затрачено столько философских сил, сколько не затрачено ни на одну другую теорию. Во время разоблачения теории Платона всплыло на поверхность и стало заметным большое количество философских глупостей. Половина всех дураков с философским образованием занимались нанесением ударов по теории Платона.

Будет полезным разобраться, идеалистом или материалистом был древнегреческий мыслитель Демокрит. Он писал, что у людей вкусовые ощущения не одинаковы: что для одних сладко, то для других горько, для третьих имеет соленый вкус, для четвертых едкий, и еще для иных – кислый вкус. Вкус изменяется от состояния человека в разное время. В то же время Демокрит указывает природу вкусовых ощущений: ощущение сладкого возникает от воздействия на язык крупных круглых атомов, горького – небольших извилистых атомов, едкого – угловатых атомов, острого – узких, согнутых, и заостренных атомов, и т.п.
Что мог бы ответить Демокрит, если бы мы задали ему вопрос: можно ли считать ощущение едкого, появившееся в некоторый момент времени, образом угловатых атомов, воздействующих в этот момент на язык? Нет, ответит Демокрит, вкусовые ощущения могут изменяться от состояния человека и поэтому не существует прямого соответствия между вкусом и формой воздействующих атомов. Вкус едкого может быть мнимым, т.е. появится без воздействия угловатых атомов. Угловатые атомы не всегда вызывают едкий вкус.
«Если ощущение и представления не суть образы вещей, а знаки и символы, не имеющие никакого сходства с ними, то исходная материалистическая посылка подрывается»(«Материализм и эмпириокритицизм», с.252). Демокрит подрывал материализм, потому что он подразумевал, что чувство едкого будет символом, не имеющим сходства с формой атомов, когда чувство едкого появляется в ответ на воздействие круглых больших атомов. «Махисты, субъективисты, агностики…недостаточно доверяют показаниям органов чувств…они не видят в ощущениях верного снимка с объективной реальности, приходя в прямое противоречие с естествознанием и открывая дверь для поповщины…вопрос о том, принять или отвергнуть понятие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органам чувств»(с.120). Демокрит не доверял тому органу чувств, которое сообщает о вкусах; он не видел в едком вкусе верного снимка с объективных круглых атомов (поскольку едкий вкус возникает от угловатых атомов). Если судить по ленинским цитатам, то Демокрит был идеалистом.

Сенсорные данные, будучи результатом воздействия объектов на органы чувств, недостаточны для разграничения реальности и иллюзий.
«Разумеется, в ощущениях есть объективное содержание. Но если исходить из ощущений, то смазывается граница между объективным и субъективным, между научными теориями и ненаучными, фантастическими (в том числе религиозными) представлениями, исчезает основание для постановки вопроса об объективной истине, об истинности теорий(В.Н.Игнатович, «Введение в диалектико-материалистическое естествознание»).
Создается впечатление, что Игнатович не видит в ощущениях верного снимка с объективного.

Представим следующую ситуацию. Существует представление, и известно содержание этого представления. Существует вещь, имеющая определенное содержание, однако неизвестно содержание вещи. Чтобы узнать, является ли представление образом вещи, необходимо сравнить содержание представления и содержание вещи. Но содержание вещи неизвестно. Поскольку содержание вещи неизвестно, то невозможно установить, что представление является образом вещи. Когда невозможно подтвердить соответствие между содержанием представления и содержанием вещи, то тогда подрывается исходная материалистическая посылка.
Перед исследователем имеется две возможности: или не создавать представление о вещи с неизвестным содержанием, и тогда не возникнет подозрение о том, что представление не суть образ вещи, и вследствие невозникновения подозрения исходная материалистическая посылка останется в сохранности; или создавать представление о вещи с неизвестным содержанием, вызвать подозрение в том, что представление не суть образ вещи, подорвать исходную материалистическую посылку, на основе гипотезы о содержании вещи провести исследование вещи и узнать содержание вещи, произвести сопоставление содержания представления и содержание вещи, сделать вывод о наличии или отсутствии сходства между содержанием представления и содержания вещи. Исследователь, выбравший второе, должен отдавать себе отчет в том, что он будет подвергнуть критике за подрыв исходной материалистической посылки.
Дмитрий Иванович Менделеев на основании рассчитанной им периодической системы химических элементов предсказал существование девяти неизвестных в то время химических элементов. В то время, когда Менделеев рассчитал свойства еще не найденных элементов (атомный вес, валентность, плотность, характер химических реакций с известными элементами), Менделеев не мог сопоставить рассчитанные свойства с реальными свойствами элементов (поскольку элементы еще никто не обнаружил и не исследовал на практике их свойства). Менделеев не смог доказать в то время, что его представление суть образы реальных химических элементов. Создав девять представлений, относительного которых неизвестно, что они является образами девяти реальных химических элементов, Менделеев подрывал исходную материалистическую посылку. (Примечание. Менделеев рассчитал свойства девяти неизвестных элементов. Кроме того, Менделеев предсказал еще шесть элементов, свойства которых он не смог рассчитать.)
Впоследствии шесть химическим элементов были найдены в природе (не считая тех, свойства которых Менделеев не смог рассчитать). Три предсказанных Менделеевым элемента не обнаружены (этим гипотетическим элементам Менделеев дал название ньютоний, эфир, короний). Три представления не имели никакого сходства с существующими в природе химическими элементами. Три представления – не суть образы реальных элементов. Подрыв исходной материалистической посылки заставляет подозревать, что Д.И.Менделеев не был материалистом.
Согласно ленинской логике, когда сделанные Менделеевым три предсказания оказались символами, не имеющими никакого сходства с реальностью, то из этого закономерно вытекает утверждение о том, что в природе нет не только трех неудачно предсказанных химических элементов, но и всех остальных химических элементов (коих насчитывалось в то время восемь десятков).
Если Менделеев серьезно относился бы к материалистично-философским проблемам естествознания, то тогда он отказался бы от предсказания свойств девяти еще неизвестных химических элементов, и в силу этого не возник бы повод поставить под сомнение существование всех химических элементов.
Ленин создал формулировку, предназначенную для запугивания естествоиспытателей: твоя преданность материализму под сомнением, если ты создаешь ситуацию, когда исходная материалистическая посылка подрывается.
Коперник, Лавуазье, Чедвик подрывали исходную материалистическую посылку, и над ними имеется опасность отлучения от материализма.
В конце следующей главы рассказывается, как Б.М.Кедров подрывал исходную материалистическую посылку. Книга «Материализм и эмпириокритицизм» не смогла запугать Б.М.Кедрова.

Лотар Мейер, в отличие от шалопутного Дмитрия Менделеева, очень серьезно относился к материалистично-философским проблемам естествознания. Лотар Мейер доказал свою преданность материализму. Он не подрывал исходную материалистическую посылку.

Для материалистов исходная материалистическая посылка исследования конкретного природного явления заключается в признании объективного существования природного явления, и признание происходит до начала исследования (сначала происходит отражение как это указано в ленинской теории отражения, в момент отражения признается объективность природного явления, затем начинается исследование). Идеалисты признают объективное существование исследуемого природного явления ТОЛЬКО после того, когда исследование завершено. Материалисты прямо заключают (до исследования, до появления доказательств существования), но идеалисты нуждаются в обходных путях (обходной путь состоит в исследовании природного явления, и значение исследования в том, что в конце исследования появляются доказательства объективного существования). Д.И.Менделеев был идеалистом, использовал обходной путь (на основе восьми десятков химических элементов, на протяжении нескольких лет он с умственным напряжением разрабатывал периодическую таблицу); с применением математики Менделеев исследовал свойства девяти химических элементов, вписанных в клетки таблицы, но во время исследования не признавал объективного существования девяти химических элементов.
Материалисты признают объективность того, что они исследуют. Менделеев не признавал объективность того, что он исследовал. Не признавал, следовательно, был противником материализма.
(В двенадцатой главе «Рецептурная реальность» еще раз рассматривается точка зрения материалистической теории познания на предрешенность вопроса объективного существования природного явления, подвергаемого исследованию.)

Таяние снега, смешанного с солью, сторонники теплородной теории объясняли тем, что теплород выходит из воды и входит в снег, который от этого нагревается и тает. В зимний день, когда температура воздуха приравнивалась 7 градусов мороза по шведской шкале Андерса Цельсия, Михайло Ломоносов вышел во двор, набрал в чугунок снега, взял оставленный вечор во дворе туесок с солью, занес экспериментальные образцы в сарай, нагретый до температуры минус 4 градуса, и дождался, когда произойдет возвышение температуры соли в туеске и снега в чугунке до минус 4 градуса. Ломоносов принес из дома воды с температурой плюс 1 градус, влил немножко воды в чугунок со снегом температурой минус 4 градуса, натрусил соли с такой же температурой, рьяно поколовратил и воткнул в смесь термометр. Термометр показал минус три градуса. Чугунок со смесью и термометром Михайло Ломоносов вынес во двор и принялся бдеть. Он узрел, что ртуть в термометре поползла вниз, и что снег стал таять. Снег превратился в соленую воду с температурой минус семь градусов. Ломоносов сделал вывод: черти-профессора с Запада зело перепутали и сочинили сказку о возвышении температуры снега при добавлении соли, которая активизирует переход теплорода из воды в снег, и нагревшийся от теплорода снег тает; однако в сущем температура снега и соли понижается, что доказывает отсутствие в натуре теплорода. Михайло Ломоносов превратил теплород в призрак и признал теплородную теорию не образом реальных тепловых процессов. Ломоносов подрывал исходную материалистическую посылку.

Энгельс откровенно писал, и подтверждающие это цитаты приведены в первой, двенадцатой, тринадцатой, пятнадцатой главах, что ученые используют свои умственные способности для сочинения фиктивных выдумок, что ученые измышляют то, чего нет в реальных фактах. Фридрих Энгельс подрывал исходную материалистическую посылку. Аналогичное действие совершил Карл Маркс, доказав несостоятельность десятка экономических теорий. Александр Иванович Герцен тоже занимался тем, что изобличал ученых в сочинении фиктивных измышлений, и Герцен подрывал исходную материалистическую посылку.

Иммануил Кант и Фридрих Энгельс имели похожие точки зрения в оценке существующих в их время теоретических построений (ученые используют свои умственные способности для сочинения фиктивных выдумок, ученые измышляют то, чего нет в реальных фактах). Кант и Энгельс сходным образом объясняли болезненно-удручающее положение в теоретическом знании: низкий интеллектуальный уровень естествоиспытателей, неспособность к уклонению от пристрастий при теорезировании, уступчивость к воздействию отвлекающих и деформирующих факторов. Энгельс сделал ставку на то, что деятельность ученых изменится к лучшему, если их обучить диалектико-материалистическому мышлению. Неумение пользоваться диалектико-материалистическим мышлением имело последствием фиктивное измышление того, чего нет в реальных фактах. Знал бы Менделеев диалектику – не было бы неудачного предсказания трех химических элементов. Осиль Фредерик и Ирен Жолио-Кюри науку диалектического материализма, - глядишь, и не появилось бы теоретическое построение о несуществующем. Диалектико-материалистический метод приведет к безграничному развитию мыслительно-аналитических способностей, и в силу этого будут создаваться только правильные теоретические построения. Когда наступит новая историческая эпоха сплошь правильных теорий, то тогда всем станет понятно, что Кант совершил ошибку, когда уничижительно отзывался о мыслительно-аналитических способностях естествоиспытателей. И доказательством ошибки станут высокоразвитые мыслительно-аналитические способности естествоиспытателей, обученных диалектико-материалистическому мышлению. Ошибка Канта станет непреложной. Не дожидаясь наступления новой исторической эпохи, В.И.Ленин в условиях старой исторической эпохи принялся убеждать людей в том, что Кант ошибочно принижал мыслительно-аналитические способности.
Фридрих Энгельс: «Конфликт между достигнутыми результатами и укоренившимся способом мышления вполне объясняет ту безграничную путаницу, которая господствует теперь в теоретическом естествознании и одинаково приводит в отчаяние как учителей, так и учеников, как писателей, так и читателей. Итак, точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, может быть получено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными» («Анти-Дюринг»). Энгельс говорит, что после того, как естествоиспытатели окажутся направленными на диалектический путь, как завершится обучение естествоиспытателей диалектическому материализму, будет достигнуто точное представление о развитии Вселенной и человечества. Ленин пишет о том, что в теперешнем теоретическом естествознании уже достигнуто точное представление. Заявление Канта о том, что в теперешнем естествознании имеется безграничная путаница, Ленин квалифицировал как враждебные происки идеалистов, как клеветническая дискредитация мыслительно-аналитических способностей.
Фридрих Энгельс заполонил страницы своих философских книг критикой в адрес умственно неполноценных исследователей, не способных толком провести опыты и дать удобоваримые объяснения опытным данным. Энгельсу в самом страшном сне не могло присниться – пройдет три-четыре десятилетия, и раскритикованные им исследователи внезапно назовут себя диалектическими материалистами и будут писать книги с разъяснениями относительно диалектического материализма.

Рекомендуем прочитать