Вече. Выпуск 16

Вече. Выпуск 16
Вече. Выпуск 16
Альманах русской философии и культуры

СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2004. – 326 с.
ISSN 2073-5723
Главный редактор Ю. Н. Солонин
Редактор-издатель А. Ф. Замалеев
Формат: DJVU 1  Мб
Качество: сканированные страницы
Язык: русский

Оценивая «Вече» в целом, следует подчеркнуть стремление издателей к созданию целостного образа русской философии. Это достигается благодаря преодолению устоявшихся стереотипов как в интерпретации проблематики русской мысли, так и в изучении ее истории. Несмотря на различия философских и мировоззренческих позиций авторов журнала, их объединяет согласие относительно следующих принципиальных положений.

Во-первых, русская философия рассматривается как предмет академического изучения, а не как средство ведения идеологической пропаганды. Это значит, что история русской мысли исследуется во всем ее объеме и не редуцируется к одной из ее традиций – например религиозной или материалистической. Выявление предметности русской философии предполагает методологический отказ от готовых схем интерпретации, обусловленных приверженностью к той или иной философской школе. Таким образом, появляется возможность оставить без внимания большое количество вопросов, еще не так давно определявших направленность философских дискуссий, но оказавшихся принципиально неразрешимыми и не имеющими отношения к знанию: это вопросы о том, что такое русская философия, в чем заключаются ее специфика, назначение или миссия, где искать начало русской мысли – в XVIII или XIX веке, в средневековье или в современности и т. д.

Во-вторых, подчеркивается важность осмысления общекультурного контекста развития мысли. Отсюда внимание к анализу культуры в целом и литературы в частности, к истории и политике. В целом философия понимается контекстуально – как выражение культурно-исторического процесса.

В-третьих, постоянно уделяется внимание актуальной проблеме адекватной «персонализации» русского историко-философского процесса, т. е. определению круга мыслителей, действительно создававших русскую философию. Это значит, что существующие практики «канонизации» русских философов подвергаются критическому осмыслению и коррекции, вводятся в научный оборот малоизвестные имена, концепции, тексты, которые уже не рассматриваются как маргинальные или второстепенные.

СОДЕРЖАНИЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ
С. А. Воробьева. ИДЕЯ НАРОДНОСТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 30–60-Х ГОДОВ ХIХ ВЕКА
В. С. Никоненко. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ В СИСТЕМЕ В. С. СОЛОВЬЕВА
А. Е. Рыбас. "ДИАЛЕКТИКА” ПОДПОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА (Достоевский vs. Ницше)
Л. Е. Шапошников, М. В. Фёдорова. МЕТАФИЗИКА СЕРДЦА И МЕТАФИЗИКА ЖИЗНИ В ПОИСКАХ ОСНОВАНИЯ: П. Д. ЮРКЕВИЧ И В. И. НЕСМЕЛОВ О ФИЛОСОФИИ ИММАНУИЛА КАНТА
И. Д. Осипов. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И. А. ИЛЬИНА
Ю. М. Шилков. ЯФЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА Н. Я. МАРРА
А. И. Бродский. КУЛЬТУРА И НЕВРОЗ. Комментарии к антропологии С. Н. Давиденкова
Безлепкин Н.И., Чупахина Н.А. А. Ф. ЛОСЕВ И Э. КАССИРЕР: ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

МОНОГРАФИЯ В НОМЕРЕ
А. В. Малинов. К. Н. БЕСТУЖЕВ-РЮМИН: ОЧЕРК ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИХ И ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ
Ю. Н. Солонин. ИТАЛИЯ И ПАДУЯ В СУДЬБЕ ДВУХ РУССКИХ. П. В. ПОСТНИКОВ И ЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Е. Ф. ШМУРЛО

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОПЫТЫ
А. Е. Рыбас. EX NIHILO

НОВОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ
Т. В. Ковалева. О ЧЕМ ВЕЩАЕТ КУКУШКА

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Т. В. Чумакова. К ВОПРОСУ О РЕЦЕПЦИИ АРИСТОТЕЛЯ В ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
М. Беккер. ВИЛЬГЕЛЬМ ГЁРДТ КАК ИСТОРИК РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
В. А. Прохоренко. НАЦИОКРАТИЧЕСКАЯ УТОПИЯ СЦИБОРСКОГО
Л. Н. Пушкин. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ГУМИЛЕВА
Ю. А. Стоянов. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ В. А. СНЕГИРЕВА

ИНТЕРВЬЮ
ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ЛАБИРИНТАХ ПОВСЕДНЕВНОСТИ. Интервью с проф. Б. В. Марковым

ВЕСТИ С КАФЕДР
Э. Ф. Караваев. КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ И ТЕХНИКИ

БИБЛИОГРАФИЯ
А. В. Малинов. А. И. ВВЕДЕНСКИЙ В ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Вы уверены, что ссылка нерабочая?

Рекомендуем прочитать