ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. Том 1. Вып. 2 (2007 г.)

ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. Том 1. Вып. 2 (2007 г.)

Название: ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение
и классическая традиция. Том 1. Вып. 2
Автор: Афонасин Е.В. (ред.)

Издательство: Новосибирск: Ред.-изд. центр
Новосибирского гос. университета
Год: 2007
Страниц: 170
Формат: PDF
Размер: 1,04 Мб
Качество: отличное
Язык: Русский
ISSN 1995-4336 (Online)

  Второй выпуск первого тома журнала «Центра изучения древней философии и классической традиции» (нумерация страниц в томе – сквозная) открывается статьей С. С. Аванесова, представляющей собой расширенный вариант доклада, прочитанного в мае 2007 г. на конференции «Перечитывая Доддса. Рационализм и иррационализм в античной философской традиции», организованной сектором истории философии Института философии и права СО РАН и философским факультетом Новосибирского государственного университета. В этой статье автором представлена часть его комплексного исследования философской суицидологии, которое нашло отражение сначала в докторской диссертации, а затем в книге «Вольная смерть» (Томск 2003). Автор показывает, что поступок Эмпедокла может быть понят как «метафизический бунт», мистериальный смысл которого состоит в очищении не только души от тела, но и универсума от зла. 
   Новосибирский историк математики А. И. Щетников обсуждает проблему истоков системы аксиом и определений в античной математике до Евклида. Обратив внимание на отсутствие аксиом и постулатов в современной Платону геометрии, автор обращается к проблеме определений в трудах Платона и Аристотеля, чтобы затем сопоставить прочитанное там с методами и терминологией «Начал» Евклида и высказать предположение, что при всей изощренности математики времен Платона большая часть доказательств первой книги «Начал» все-таки восходит скорее к школе Аристотеля. 
  В статье профессора Афинского университета Леонидаса Баргелиотиса исследуется организмическая концепция бога в трудах Уайтхеда и показывается, как в рамках своей метафизической схемы британский философ обосновывает необходимость существования первого принципа и определяет его сущностные характеристики. Первый принцип Уайтхеда сопоставляется с Перводвигателем Аристотеля, причем выясняется, что основные «исправления» аристотелевской схемы Уайтхедом могут быть прочитаны в ценностно-ориентированных терминах. 
  В статье новосибирских антиковедов И. В. Берестова и М. Н. Вольф предпринята попытка развития проблемного подхода к истории ранней греческой философии. 
В разделе Переводы мы публикуем краткий трактат аристотелевского корпуса «О неделимых линиях», подготовленный специально для данного выпуска А. И. Щетниковым. Этот краткий текст, важный для истории математики, на русский язык переводится впервые.
  Начиная с этого выпуска мы планируем публиковать тематические библиографические обзоры и рецензии на заинтересовавшие нас работы по антиковедению. Представленные в этом выпуске два библиографических обзора (оба подготовлены мной) посвящены герметизму и «Халдейским оракулам». 
  В разделе Дискуссии читатель найдет материалы круглого стола «Чтение философского текста», который проходил в августе 2007 г. в рамках междисциплинарного проекта «Преподавая Античность. Фундаментальные ценности в изменяющемся мире», в котором приняли участие известные антиковеды Джон Диллон (Дублин), Леонидас Баргелиотис (Афины–Древняя Олимпия) и Мостафа Юнеси (Иран), а также группа молодых преподавателей и исследователей античности из России, Украины и Узбекистана. Проблема, вынесенная на обсуждение ведущей круглого стола, старшим научным сотрудником Института философии РАН (Москва), переводчицей и исследовательницей позднеантичной философии С. В. Месяц, сводится к следующей дилемме: «Как добиваться аутентичного прочтения текста, не упуская при этом сути философского дела?» 


Вы уверены, что ссылка нерабочая?

Рекомендуем прочитать