Огородова А.В. - Этноджаз как социокультурный феномен

Огородова А.В. - Этноджаз как социокультурный феномен

Название: Этноджаз как социокультурный феномен
Автор:
Огородова Алена Владимировна
Диссертация на соискание учёной степени Кандидата философских наук 
Специальность 24.00.01 – теория и история культуры
Место и год защиты: Белгород 2008
Белгородский Государственный Университет
Научный руководитель: Жиров М.С., доктор педагогических наук
Страниц: 169
Формат: PDF
Размер: 2,2 Мб
Качество: текст с сохранением оригинальной структуры
Язык: Русский

 

 

 

Оглавление


Введение
Глава I. Этноджаз как объект философско-культурологического анализа
1.1. Феномен джаза в историко-культурном контексте
1.2. Диалектическое взаимодействие традиционных и инновационных элементов в этноджазе
Глава II. Социокультурные детерминанты этноджаза в глобализирующемся мире
2.1. Национально-культурные доминанты этноджаза
2.2. Этнокультурный плюрализм российского этноджаза
2.3. Этноджаз как способ диалога в современном мире
Заключение
Библиографический список


Актуальность исследования.
Стремительный бег времени вполне резонно и порой жёстко выдвигает на авансцену глобальных проблем человечества вопросы, так или иначе коррелированные с этнокультурными процессами. Усиление тенденций национализма, глобализации, транснационализма обострило мировоззренческие и морально-этические проблемы современного мира и крайне негативно отразилось на национальных типах культур и общемировой культуре в целом. Пренебрежительное отношение одних к культуре и религии других, наличие архипелагов, всяческих гетто и лагерей, расползающихся по всей планете, – реалии наших дней.
Человечество разделено на религиозные, клановые и национальные группы, продолжается деконструкция всего национального: истории народа, его суверенитета, права, образа жизни, культуры, традиций, системы ценностей. Усиление этих тенденций, безусловно, актуализирует рост национального самосознания этносов и народов мира: потребность в осмыслении своей духовно-этнической самости; стремление к межкультурному взаимодействию, к диалогу культур и цивилизаций, к многополярной концепции мира; к поиску путей духовного развития человечества нового столетия на основе традиционных ценностей национальных культур, всеобъемлюще воплотивших многовековой духовный и практический опыт народа.
Продуктивное решение многих вышеобозначенных проблем возможно, на наш взгляд, в предметном поле одной из разновидностей джазового искусства – «этноджаза» – социокультурного явления, всецело отвечающего социально-эстетическим запросам своей эпохи, чутко реагирующего на все изменения в жизни людей, способствующего воплощению прогрессивных, социально значимых идей. Этноджаз уже сегодня является эстетической моделью общества будущего, не знающего расовых предрассудков и строящегося на принципах межконтинентальной толерантности и мультикультурализма, что актуализирует проблему философско-культурологического анализа этого явления.

Предмет исследования – процесс формирования и развития этноджаза в мировой и отечественной музыкальной культуре.

Цель исследования – выявить социокультурные предпосылки этноджаза, определить в нём интегрированные философско-религиозные и фольклорные компоненты различных этнических культур народов мира.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:
- впервые дано определение этноджаза как джазового стиля, базирующегося на структуре и лексике джаза и вобравшего в себя элементы национальных культур различных этнических регионов мира; определены роль и место этноджаза в мировой музыкальной культуре;
- в рамках музыкального стиля «этноджаз» выявлено уникальное диалогическое взаимодействие глубоко традиционных элементов и инновационных механизмов и их органичное переплавление в новое эстетическое явление;
- дан системный анализ эволюции джаза, вобравшей в себя путь от полуфольклорного локального явления к сверхнациональному искусству, которое сочетает в себе достижения собственных национальных школ и активно перерабатывает музыку мира, т. е. объединяет в себе локальное и глобальное;
- выявлен национально-культурный синтез разновременных и разноприродных традиций этнокультурного плюрализма российского этноджаза на примере джазового искусства СССР;
- продемонстрирован диалог «культурных миров» этноджаза, формирующий джазовое сообщество как толерантное и как прообраз межнационального диалога культур.

Вы уверены, что ссылка нерабочая?

Рекомендуем прочитать