Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Философия Ландшафта. Предисловие. Наброски

Философия Ландшафта. Предисловие. Наброски 28 Сен 2015 18:57 #1

  • декарт
  • декарт аватар
  • Не в сети
  • Новый участник
  • Сообщений: 9
  • Репутация: 0
Горяйнов С. ПРЕДИСЛОВИЕ К «ФИЛОСОФИИ ЛАНДШАФТА»

Современная философия – является философией тревоги. Такой является любая на¬стоящая философия, стремящаяся прояснить себе и людям проблемы своего времени. Ибо мир неустойчив и опасен. Неустойчив и опасен для самого себя и человек.
Естественно это не имеет никакого отношения к кафедральной философии, занимающейся более самой собой (извращенным «нарцисцизмом») и саму себя удовлетворяющей (интеллектуальной «маструбацией»).
Современная культура вызывает тревогу. Инновационный импульс, который получила европейская цивилизация в XVII-XIX веках, потерял свою силу. К концу XX века все более проявляются «откатные» явления во всех сферах человеческой культуры. Эпоха «модернити», образ жизни которой стал «Великой привычкой» для всего человечества, может стать «Великой Неудачей», если не внести в неё своевременные коррективы. Эпоха «постмодерна», в которой мы живем, есть осознание этой возможности.
Сильную тревогу вызывает человеческая культура в целом. Культурный капитал, наработанный прошлой культурой совершенно истощен. Культура, основанная на традициях, которая заменяет человечеству инстинкты, начинает распадаться. Механизм традиции, дающий вектор и оптимальную скорость культурно-социальных изменений в режиме устойчивого развития («sustainаble development»), начинает давать серьезные сбои, - вместо него в постмодернистской культуре начинает действовать механизм наиболее слабой формы традиции – механизм моды. Но этот механизм при всем своем динамизме не в состоянии обеспечить ни преемственность, ни смысловую направленность процесса культурно-социальных изменений, ни должную силу этих изменений. В результате современная «посттрадиционная» культура «топчется на месте», украшая свою жизнь бессмысленным разнообразием, - постмодернистской игрой «различий и повторений», которые лишь внешне создают эффект новизны.
1. Истощен ментальный капитал. Произошло явное перепроизводство символических продуктов, сопровождаемое ухудшением их качества. Нет новых, фундирован¬ных на реальных проблемах человеческой культуры символических конструкций, а создаются постсимволические конструкции, основанные либо на толковании символических конструкций прошлого, либо созданные в результате искусственного сочетания тех или иных символических конструкций. Именно такая «игра в бисер» стала характерной чертой постмодернистской культуры, которая способна создавать лишь «Симулякры», а не полновесные «Идеи» и «Утопии», увлекающие человеческое общество за новые горизонты своего будущего.
Мы имеем довольно мерзкую картину ландшафта современной ментальности: организующий центр ментальности (коим, ввиду отмирания религии, должна быть философия) представляет небольшой архипелаг загрязненных островков; окруженных потоками человеческой мысли, отравленной фрейдо-ницшеанскими испражнениями и мистическим мусором, которые двигаются в разнообразных направлениях, и эти движения все более и более теряют свое общее смысловое направление.
Философия превратилась в бессмысленное толкование философских текстов прошлого, в беспардонное обслуживание социальных интересов элит общества, в технологию тотального обмана.
Наука в своей техногенной односторонности становится проклятием человечества, большинство, возникающих перед человечеством неразрешимых проблем, иницииро¬ваны именно научной деятельностью. Наука почти всегда финансировалась не для целей улучшения жизни человека, а для создания изощренных средств массового уничтожения всего человечества, - таков факт истории. Сейчас наука, благодаря достижениям в области генетики, создает угрозу геному человека.
Искусство совершенно потеряло нравственно-общественное содержание, превратившись под влиянием психоанализа, в смакование человеческих низостей, секса и насилия, в пропаганду безыдейности, в идеологию социального изоляционизма. Оно превратилось в рекламную деятельность.
Потому сейчас важна проблема нравственной ответственности современных мыслителей, ученых и работников искусства. Прежде всего, необходимо, чтобы современная философия стала центром врачевания больной ментальности современной культуры Современная философия должна стать клятвой Гиппократа. Основу её должны составлять три принципа: критиковать - т.е. взрезать раковые опухоли современной мысли; прояснять – т.е. производить операции по сшиванию разорванного тела со¬временной мысли; нравственно действовать, не навредив больному Человечеству.

2. Истощен социальный капитал. Наработанный сотнями тысячелетий опыт социальной солидарности как способа выживания человеческого рода, который отложился в кодах традиции в виде тех или иных архетипов сознания, в символических системах моральных предписаний и формах культурной идентификации, в формах социальной организации, в габитусах совместной деятельности, беспощадно эксплуатируется особенно в последние четыре тысячелетия буржуазией. В результате у людей абсолютно исчезло доверие - как к власти, так и друг к другу. Это создает ситуацию социального разброда и моральной деградации, в условиях которого совершенно невозможно нормальное воспроизводство социальной жизни.
Происходит диссоциация общества, не только некоторые, а все культурно-социальные группы, сформированные для тех или иных целей в процессе культурно- социального развития, теряют свой функциональный смысл, но они продолжают существовать и предъявлять претензии на существование и в будущем, и эти претензии агрессивны. Их претензии не встречают должного отпора, ибо все культурно-социальные институты потеряли смысл, а потому нет той культурно-социальной группы, которая служила бы движущей силой протеста. Последние протестные движения произошли в конце 60-х годов, но носителями этого протеста были маргинальные группы интеллигенции, которые не имели должной социальной силы без поддержки более широких слоев общества. Социальные революции, питаемые в недавнем прошлом «Великой надеждой», превратились в театральные «шоу», которые служат для выдвижения во власть тех или иных элитных кланов.
Протест ушел из сферы широких революционных движений в «авангардизм» мало¬численных маргинальных культурно-социальных групп, который не имеет никакого практического значения, является безобидной игрой, ведущейся в целях получения этими маргиналами своей доли дивидендов. Культура этого «авангарда» довольно у¬пешно ассимилируется современным обществом, является своеобразной приправой к пресной и безвкусной жизни современного общества.
Собственно только терроризм во время общего смыслового разброда становится наиболее сильной формой протестного движения в начале XXI века. Все современное общество окончательно погрязло в «мещанстве»; в том мещанстве, о котором с болью писал еще в середине XIX века А. Герцен. Сложилась одна оппозиция: мещане и террористы. Но наиболее мерзким является то, что и терроризм начинает ассимилироваться современной мещанской культурой, выполняя функции разрешения корыстных задач той или иной культурно-социальной группы.
3. Истощен естественный капитал: хищническая деятельность человечества, уст¬роившая из «храма» природы «мастерскую», постепенно при¬ходит к парадоксальной ситуации: человек стремясь улучшить качество своей жизни за счет использования природных ресурсов, ухудшает одновременно среду своего обитания, тем самым ухудшает качество жизни. При сложении разнонаправленных векторов: научно-технического прогресса и регресса окружающей природы в результате получается «нуль», а сейчас наблюдается в результате сложения и отрицательная величина. Встает вопрос: не возвратиться ли к прежнему лозунгу – «Природа – храм», подвергнув тотальной критике лозунг Ф. Бэкона.

В смыслово и социально распадающейся современной культуре начинает все более и более превалировать хозяйственная сфера культуры. Культура превращается в «Город без имени» В. Одоевского, в «Бентамию», составленной из «купеческих оборотов». Тезис Маркса о примате хозяйства начинает сбываться:
1) Продукты ментальной деятельности все более и более напоминают товар, брошен¬ный на рынок идей не для инициации тех или иных форм мысли и поведения, а для того, чтобы быть как можно быстрее проданным, и для достижения этого эффекта не важно содержание и смысловая ценность выброшенного на рынок продукта духовной деятельности. Сами эти идеи - либо красочные этикетки на каком-либо товаре; либо привлекательная риторика в промежутке между рекламными роликами
2) Институт власти теряет свою силу, он начинают все более и более напоминать марионеточную группу, выдвинутую во власть, для решения задач той или иной финансово-промышленной группы. Маркс был прав: государства отмирают – большую роль начинают играть финансово-промышленные ТНК, которые фактически управляют всей человеческой жизнедеятельностью на планете.
3) Сама хозяйственная деятельность начинает терять свою смысловую основу, ибо создаваемые ею товары обладают сомнительной потребительной стоимостью, спрос на них инициируется в основном рекламой, а не их реальной потребностью. Качество этих товаров сводится в основном к внешнему «дизайну», сопровождаемого ухудшением реальных потребительных свойств.
В эпоху постмодернизма, в период постиндустриализма (посткапитализма) все финансовые ресурсы уходят не на производство экзистенциально необходимых продуктов, а в производство продуктов, имеющих сомнительную ценность для человеческой культуры.
И все это происходит на фоне страшного голода подавляющей массы человечества, не входящей в «золотой миллиард».

Но это совершенно не значит, что проект Просвещения потерпел поражение. Во-первых, он и не был реализован в полной мере. А, только благодаря этому проекту были достигнуты определенные позитивные моменты. Более того, без этого невозможно движение далее
Последнее редактирование: 11 Март 2016 22:22 от декарт.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Рекомендуем прочитать