ЗОЛОТЫЕ СТИХИ

«ЗОЛОТЫЕ СТИХИ» – пифагорейский псевдоэпиграф периода Римской империи (датируется не ранее чем I в. н.э.), традиционно приписывался самому Пифагору. Существует мнение, что это те самые «поучения Пифагоровы», которые Аполлоний Тианский обрел после семидневного пребывания в Лебадейской пещере в Беотии (Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского, VIII, 19).

Большая часть стихов носит дидактический характер с ярко выраженными традиционно пифагорейскими элементами. Избравшему пифагорейский образ жизни предписывается сначала приготовиться к трудному испытанию, затем очиститься и только после этого вступить на путь морального и физического совершенствования, постигая законы божественные и человеческие. В результате посвященный достигает спасения, исцелив свою душу и освободив ее от страданий (65–66), поскольку «божественный род и у смертных, вещая коим природа обряды все открывает» (63–64). Особой известностью пользовалась идея, изложенная в ст. 40–44, в которых пифагорейцу предлагалось перед сном обдумать все совершенное за день:

Да не коснется очей твоих сон, смежающий веки,

Прежде, чем трижды дневные дела разберешь по порядку:

«В чем погрешил? Что сделал? Что должное я не исполнил?»

(пер. А.В.Лебедева)

Философ-неоплатоник 5 в. Гиерокл Александрийский написал на «Золотые стихи» комментарий, дошедший до наших дней. С «Золотыми стихами» сходны многочисленные другие сборники наставлений и нравственных правил, широко распространенные в поздней античности (напр., «Пифагоровы законы и нравственные правила»).


Литература:

1. Пифагоровы законы и нравственные правила. СПб., 1808;

2. Лебедев. Фрагменты, с. 503–505;

3. Гиерокл. Комментарий к Золотым Пифагорейским стихам, пер. и комм. И.Петер. М., 1995, 2000;

4. Hieroclis in Aureum Pythagoreorum carmen commentarius, rec. F.G.Koehler. Stuttg., 1974.

E.В.Афонасин 

Рекомендуем прочитать