ЖИДОВСТВУЮЩИЕ

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ (новгородско-московская ересь антитринитариев) – религиозно-реформационное движение, распространившееся в кон. 15 – нач. 16 в. в Новгороде и Москве. История ереси и воззрения вольнодумцев известны из «Просветителя» Иосифа Волоцкого, Соборных приговоров, переписки иерархов Церкви и литературы, вышедшей из-под пера еретиков. Источники связывают зарождение ереси с выходцем из Литвы «жидовином Схарией». Первоначально (с 70-х гг.) ересь распространялась в Новгороде, где последователями Схарии стали протопоп Алексей и Григорий Тучин, а также поп Денис, дьяк Гридя, некто Гавриил, чернец Захар, осужденные в 1490. В 80-х гг. новгородские еретики Денис и Алексей нашли покровительство у Ивана III и его снохи Елены Стефановны и стали служить в кремлевских храмах. С их появлением в столице связывают деятельность московского еретического кружка, куда входили писец Иван Черный, купец Игнат Зубов, дьяки Истома и Сверчок. Главными фигурами среди жидовствующих были Иван-Волк Курицын, Митя Коноплев, Иван Максимов, новгородец Некрас Руковов, приговоренные к казни решением Собора 1504 г. Казнь еретиков послужила отправным моментом полемики между иосифлянами и нестяжателями. В 16 в. последователями жидовствующих выступили антитринитарии, наиболее яркими представителями которых были Феодосий Косой и Матвей Башкин. Жидовствующие отличались склонностью к математическим, географическим, медицинским, астрономическим и филологическим штудиям, выступали с критикой Евангелия и святоотеческой литературы. Особое пристрастие они питали к пророческой, естественно-научной и мистической литературе (в переведенной с еврейского астрологической книге «Шестокрыл» обширные математические и астрономические сведения переплетены с магией). Жидовствующие отрицали христианскую эсхатологию, не признавали грядущего воскресения и воздаяния. В духе геоцентрического учения Аристотеля-Птолемея представляли Вселенную в виде девяти концентрических небесных сфер, окружающих землю (в «Космографии» приводятся чертежи и точные математические расчеты движения светил). Иудейские истоки имеет логический трактат – «Логика Авиасафа», восходящий к «Стремлению философов» ал-Газали (1059–1111) и пособию по логике Моисея Маймонида. Мудрость отождествляется с обладанием математическими, геометрическими и логическими знаниями. Федор Курицын в «Лаодикийском послании», где в сконцентрированном виде сформулировано кредо жидовствующих, основное положение христианства о спасительном предназначении Христа подменяет тезисом о спасительной для судеб человечества миссии просвещения. Религиозно-философское мировоззрение «жидовски мудрствующих» можно определить как схоластический аристотелизм, сочетающийся с элементами неоплатонической мистики и ветхозаветным монотеизмом.

Источники:

1. О ереси жидовствующих. М., 1902;

2. Соболевский А.И. Переводная литература Московской Руси 14–16 вв. СПб., 1903;

3. Источники по истории новгородско-московской ереси кон. 15 – нач. 16 в. – В кн.: Казакова Η.Α., Лурье Я.С. Антифеодальные еретические движения на Руси 14 – нач. 16 в. М.–Л., 1955.


Литература:

1. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви, т. 2, ч. 1. М., 1900;

2. Клибанов А.И. Реформационные движения в России в 14 – 1-й пол. 16 в. М., 1960;

3. Прохоров Г.М. Прение Григория Паламы с «хионы и турки» и проблема «жидовския мудрствующих». – «Труды Отдела древнерусской литературы», т. 27. Л., 1972;

4. Мильков В.В. Религиозно-философские проблемы в еретичестве кон. 15 – нач. 16 в. – В кн.: Философская мысль на Руси в позднее средневековье. М., 1985.

В.В.Мильков

 

 

Рекомендуем прочитать