ЗЕНОН ИЗ ЭЛЕИ

ЗЕНОН  ИЗ ЭЛЕИ  (Ζήνων) из Элеи (Юж. Италия; по Аполлодору, акме 464–461 до н.э.; по Платону, «Парменид» 127е, ок. 450, что менее вероятно) – древнегреческий философ, представитель Элейской школы, ученик Парменида. В диалоге «Софист» (фр. 1 Ross) Аристотель называл Зенона «изобретателем диалектики», т.е. критического анализа «принятых мнений» (ἔνδοξα) или опровержения тезиса противника путем reductio ad absurdum. Платон в «Федре» (261 d) говорит об «элейском Паламеде» (синоним ловкого изобретателя), чье «антилогическое искусство» (аргументация тезиса и антитезиса) способно внушить слушателям, что «одно и то же подобно и неподобно, одно и множественно, покоится и движется». Византийский лексикон Суда приводит названия четырех сочинений Зенона: «Споры», «Толкование Эмпедокла», «Против философов», «О природе»; Платон в «Пармениде» упоминает об одном сочинении, написанном с целью «высмеять» оппонентов Парменида и показать, что допущение множества и движения приводит «к еще более смехотворным выводам», чем допущение Одного сущего. В комментарии к этому месту Прокл (in Parm. P. 694, 23 Diehl) сообщает, что сочинение Зенона содержало 40 аргументов (λόγοι) против множества. Наибольшую известность уже в древности получили 4 аргумента (т.н. апории) против возможности движения, сохранившиеся в парафразах Аристотеля («Физика» VI 9): 1) «Стадий» (иначе «Дихотомия», 29 А 25 DK); 2) «Ахилл и черепаха» (29 А 26 DK); 3) «Стрела» (29 А 27 DK); 4) «Движущиеся тела» (иначе «Стадий», не смешивать с 1-м, 29 А 28 DK). Сохранились также антиномии множества, приводимые Симпликием в дословных цитатах из Зенона (29 В 1–3 DK), и парадокс места (29 А 24 DK). Точка зрения, согласно которой аргументы Зенона были направлены против сторонников пифагорейского «математического атомизма», конструировавших физические тела из геометрических точек и принимавших атомарную структуру времени, в настоящее время оставлена большинством исследователей, так как существование ранней теории «математического атомизма» не засвидетельствовано. Оппонентами Зенона могли быть просто адепты здравого смысла, которым он хотел показать абсурдность и, следовательно, ирреальность феноменального мира множества и движения. Вместе с тем никакой реальности, кроме пространственно протяженной, Зенон не признавал. Апории Зенона так или иначе упираются в проблему континуума, которая приобрела особую актуальность в связи с теорией множеств Г.Кантора и квантовой механикой 20 в.


Фрагменты и свидетельства:

1. DK I, 247–258;

2. Zeno. Testimonialize e frammenti, intr., trad. e comm. a cura di M.Untersteiner, Firenze, 1963;

3. Lee H.D.P. Zeno of Elea. Cambr., 1936.


Литература:

1. Яновская С.А. Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием «Апорий Зенона»? – В сб.: Проблемы логики. М., 1963;

2. Койре А. Очерки истории философской мысли, пер. с франц. М., 1985, с. 27–50;

3. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: попытка реконструкции системы аргументов. Л., 1988;

4. Salтоп W. Ch. (ed.) Zeno’s paradoxes. Indianopolis, 1970;

5. Vlastos G. Zeno’s Race Course. – Furley D.J.,  Allen R.E. (ed.). Studies in presocratic philosophy, v. 2. L., 1975;

6. Ferber R. Zenons Paradoxien der Bewegung und die Struktur von Raum und Zeit. Münch., 1981.

А.В.Лебедев

 

 

Рекомендуем прочитать