ВЫГОТСКИЙ

ВЫГОТСКИЙ Лев Семенович [5 (17) ноября 1896, Орша – 11 июня 1934, Москва] – русский психолог. Окончил юридический факультет Московского университета (участвовал в семинаре Г.Г.Шпета) и историко-философское отделение университета Шанявского (где прослушал курсы П.П.Блонского, сыгравшего важную роль в его духовном развитии). После учебы работает в Гомеле в различных учебных заведениях, организует психологическую лабораторию (1922–23). Ранние работы – «Трагедия о Гамлете, принце Датском, У.Шекспира» (1915–16), «Психология искусства» (1925, опубл. 1965) и «Педагогическая психология» (1924, опубл. 1926) – стали важным этапом в формировании его новаторской концепции психологии. После доклада на 2-м Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1924 приглашается на работу в Государственный институт экспериментальной психологии в Москве. В 1925 защищает диссертацию «Психология искусства», выступает с докладом на Международном конгрессе по обучению глухонемых детей (Лондон). Зимой 1925–26 написал большую работу «Исторический смысл психологического кризиса» (опубл. 1982), в которой дал анализ кризиса современной психологии и предпринял попытку использовать ряд философских принципов марксизма для определения программы выхода из этого кризиса. Высокая философско-методологическая культура – знакомство с психологическими течениями современности, творческая продуктивность определили стремительную и богатую по результатам эволюцию воззрений ученого. В те же годы складывается его тесное сотрудничество с А.Н.Леонтьевым, А.Р.Лурия и др. психологами, формируется одна из ведущих школ в мировой психологии – школа Выготского. Крупными вехами в его творческой биографии стали труды: «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930, опубл. 1982), «История развития высших психических функций» (1931, опубл. 1960), где получили обоснование принципы культурно-исторической теории развития психики и экспериментально-генетический метод ее исследования. Существо культурного поведения Выготский усматривет в его опосредованности орудиями и знаками, а само формирование психических умений и способностей – в качестве процесса интериоризации. Последние годы его жизни были посвящены исследованию проблемы структуры сознания, его смыслового и системного строения. В книге «Мышление и речь» (1934) обосновывается подход к структуре сознания как динамической смысловой системе, представляющей собой единство аффективных, волевых и интеллектуальных процессов, и выявляется центральная роль слова в сознании в целом, а не в его отдельных функциях. Преждевременная смерть не позволила Выготскому завершить многие замыслы и начинания.

На протяжении десятилетий развитие советской психологии, представленное такими именами, как А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, П.И.Зинченко и др., протекало под влиянием Выготского. Недобросовестная научная критика (уже с нач. 1930-х гг.) после разгрома педологии завершилась забвением его имени. После 1956 идеи Выготского обрели значительную популярность. В 1960–70-х гг. появилось несколько десятков изданий его трудов в других странах мира. Выготский – один из творцов неклассической психологии, представляющей собой (по определению Эльконина) науку о том, как из объективного мира искусства, из мира материальной культуры и промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека.


Сочинения:

1. Собр. соч., т. 1–6. М., 1982–84.


Литература:

1.  Ярошевский М.Г., Гургенидзе Г.С. Л.С.Выготский о природе психики. – «ВФ», 1981, № 1;

2.  Леонтьев А.А. Л.С.Выготский. М„ 1990;

3.  Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996 (библ.);

4.  Berg Ε.Ε. L.S.Vygotsky’s Theory of the Social and Historical Origins of Consciousness, Umpubliched doktoral diss. Wisconsin, 1970, v. 2;

5.  Toulmin S. The Mozart of psychology. – «Review of Books» (N.Y.), 1978, 23 sept.

А.И.Алешин

 

 

Рекомендуем прочитать