ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР И.

ВВЕДЕНСКИЙ  Александр Иванович [19(31) марта 1856. Тамбов – 7 марта 1925, Ленинград] – русский философ, психолог, логик. Окончил в 1881 историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1888 защитил магистерскую диссертацию «Опыт построения материи на принципах критической философии». В Петербургском университете и др. учебных заведениях читал курсы логики, психологии, истории философии, был одним из инициаторов создания Философского общества. 31 января 1898 на первом заседании в качестве председателя сделал доклад «Судьбы философии в России». Основывая собственное учение («логицизм») на принципах кантовского априоризма, трактовал априорность в смысле необходимости исходных, недоказуемых в системе знания, но «заведомо годных для знания» суждений. Хотя ни одна из школ европейского неокантианства и не оказала на Введенского непосредственного и решающего влияния, его понимание методологических задач «критической» философии в ряде существенных моментов было близко принципам теории познания Г.Когена и В.Виндельбанда. Достоверность познавательной деятельности, по Введенскому, ограничена пределами сознания, основополагающим законом которого является «объективирование»: «неотделимость я от не-я, я без не-я пусто», поэтому свойства нашего сознания (напр., ощущения) неизбежно выступают в виде объекта. В «логицизме» философа априорному (аксиоматическому) знанию противопоставляются не обладающие научной достоверностью знания апостериорные (опытные) и метафизические (основанные на вере). Ведущая роль в познавательном процессе отводится логике, которая является (в отличие от психологии, выполняющей лишь описательные функции) основным инструментом проверки научной состоятельности теории. Отрицая логико-рациональный статус метафизики (даже «чужое одушевление» недоказуемо и остается всего лишь метафизической гипотезой из-за «отсутствия объективных признаков одушевления»), Введенский в то же время видел в метафизике как вере, основанной на нравственных взглядах, необходимый элемент мировоззрения. В 20-е гг. выступал против пропаганды массового атеизма и полагал, что он не может иметь корней в России, т.к. верующие интуитивно и верующие в силу развитости нравственного и эстетического чувства делают религиозность населения чертой постоянной.


Сочинения:

1.  Опыт построения теории материи на принципах критической философии. СПб., 1888;

2.  Логика как часть теории познания, 4-е изд. Пг., 1922;

3.  Судьба веры в Бога в борьбе с атеизмом. – «Мысль», журнал Петербургского философского общества, 1922;

4.  Философские очерки. Прага, 1924;

5.  Статьи по философии. СПб., 1996.


Литература:

1.   Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1909, т. 2, с. 218–228;

2.  Кант и философия в России. М., 1994.

В.В.Сербиненко

 

 

Рекомендуем прочитать