ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО – ведущее направление общественной мысли 2-й половины 18 – 1-й половины 19 в., вызванное к жизни зачинателем французского Просвещения Вольтером. В стремлении избавить людей от суеверий и указать им дорогу к счастью вольтерьянство имело ярко выраженную антиклерикальную направленность, ставя задачей разрушить теологическое мировоззрение и заложить основы свободомыслия. Развиваясь в непримиримой борьбе с ортодоксальным христианством, вольтерьянство принимало формы деизма, пантеизма или атеизма. Социально-политический идеал вольтерьянства – «царство разума», т.е. справедливое общественное устройство, предоставляющее равные возможности для всех людей и гарантирующее их неотъемлемые права – свободу, равенство перед законом, право собственности на продукты своего труда. К французским вольтерьянцам можно отнести Дидро, Ламетри, Гольбаха, Гельвеция, Кондорсе, Бомарше, Марата, Робеспьера и многих других.

О.В.Суворов

С Вольтером в России начали знакомиться рано. Первым его имя упомянул в 1735 В.К.Тредиаковский в «Эпистоле от российския поэзии к Аполлону», а первыми переводчиками стихотворений Вольтера стали Кантемир и Ломоносов (оба, правда, относились к Вольтеру без излишнего пиетета). Впоследствии Вольтера переводили много и часто (А.Л.Дубровский, С.С.Башилов, Ф.А.Полунин, Н.Е.Левицкий, И.Г.Рахманинов). В низших слоях общества идеи Вольтера порой преломлялись своеобразно. Так, в донесении И.П.Сенявина от 28 февраля 1848 говорится о сектантах-федосеевцах, использовавших в целях пропаганды своей ереси отдельные места из сочинений Вольтера. Идеи Вольтера оказали заметное влияние на декабристов и им сочувствовавших (П.И.Пестеля, А.Ф.Бестужева и М.П.Бестужева-Рюмина, А.П.Ермолова), а также на русских радикалов сер. 19 в. – А.В.Ханыкова, М.В.Буташевича-Петрашевского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Момбелли. Последних больше интересовал антиклерикализм философа, чем его политические воззрения, отличавшиеся консерватизмом и конформизмом. Творчество Вольтера в России никогда не воспринималось однозначно. Критика его взглядов давалась в различных формах: активно переводились труды французских противников Вольтера, с ним полемизировали в примечаниях к его сочинениям и, наконец, выступали против него и с оригинальными произведениями. Среди идейных противников Вольтера заслуживают упоминания: Д.И.Фонвизин, Д.И.Восленский («Поэма против просветителей», 1819), П.Н.Дамогацкий («Записки о якобинцах, открывающие противохристианские злоумышления и таинства масонских лож, имеющих влияние на все европейские державы», ч. 1–6, 1805–09), А.Е.Баталии, С.Н.Глинка, И.М.Кандорский, М.Т.Каченовский, В.А.Левшин, А.Н.Нахимов, М.И.Невзоров, митрополит Евгений (Е.А.Болховитинов), под редакцией которого в 1792 вышел труд аббата Ноннота «Вольтеровы заблуждения». Много сочинений подобного рода выходили в свет анонимно.


Литература:

1. Терновский Ф. Русское вольнодумство при императрице Екатерине и эпоха реакции. – В сб.: Труды Киевской духовной академии. Киев, 1868, № 1, 3, 7;

2. Каренин И.М. Вольтер, его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1893;

3. Сиповский В.В. Из истории русской мысли XVIII–XIX веков. Русское вольтерьянство. – «Голос минувшего», 1914, кн. 1;

4. Люблинский В.С. Наследие Вольтера в СССР. – В кн.: Литературное наследство. М., 1937, т. 29–30;

5. Державин К.Н. Вольтер. М., 1946;

6. Алексеев М.Л. Вольтер и русская культура XVIII в. – В сб.: Вольтер. Статьи и материалы. Л., 1947;

7. Нечкина М.В. Вольтер и русское общество. – В сб.: Вольтер. Статьи и материалы. М.–Л., 1948;

8. Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер: XVIII – первая треть XIX в. Л., 1978;

9. Haumant E. La culture française en Russie (1700–1900). P., 1910;

10. Вольтер и Россия, под ред. А.Д.Михайлова, А.Ф.Строева. М., 1999;

11. Вольтер в России: Библиографический указатель: 1735–1995. М., 1995;

12. Spear F.Α. Bibliographie analytique des écrits relatifs à Voltaire. 1966– 1990. Oxf., 1992.

A.В.Панибратцев

 

Рекомендуем прочитать