ВОЛЬФОВСКАЯ ШКОЛА

ВОЛЬФОВСКАЯ ШКОЛА группа немецких философов сер. 18 в., последователей и сторонников рационалистической метафизики Хр.Вольфа. Наиболее значительные представители: Г.Б.Бильфингер (1693–1750), введший в оборот понятие «лейбнице-вольфовская философия», вызвавшее возражение самого Вольфа; Л.Ф.Тюммиг (1697–1728), впервые выделивший онтологию в самостоятельную и основную часть системы метафизики; И.Хр.Готтшед (1700–76), крупнейший поэт и теоретик классицизма, первый историк вольфовской школы; Ф.Хр. Баумейстер (1707–62), автор наиболее популярных учебников по метафизике и логике, которыми пользовался Кант для чтения лекций; М.Кнутцен (1713–51), университетский учитель Канта; А.Г.Баумгартен (1714–62), основоположник эстетики как особой философской дисциплины; Г.Ф.Мейер (1718–77); И.А.Эберхард (1738–1809) и др. Влияние вольфианства в той или иной степени сказалось на творчестве многих крупнейших деятелей немецкого Просвещения, философов, ученых, публицистов, педагогов и т.д.

В 1736 в Берлине был создан «Клуб вольфовской философии», насчитывавший более 100 членов; к этому времени сторонники Вольфа уже возглавляли кафедры большинства немецких университетов, сделав его философию основой национальной системы образования. Вольфианцам принадлежит важная роль в деле пропаганды достижений западноевропейской философии и науки, распространения просветительских идей в различных областях общественной, политической и культурной жизни Германии, в развитии немецкого философского и литературного языка, борьбе со схоластической ученостью, ханжеской и ригористической моралью пиетизма и т.д. Менее значимы заслуги вольфианцев в плане выработки новых идей или развития собственно философского наследия своего учителя. Разрабатывая отдельные разделы философии Вольфа (прежде всего онтологии, эмпирической психологии, учения о предустановленной гармонии), вольфианцы вносили в нее незначительные дополнения и уточнения, улучшая форму изложения и язык, чтобы сделать ее более доступной и популярной. Выдвижение на первый план образовательных, просветительских и нравственно-воспитательных задач вело к тому, что метафизика Вольфа приобретала все более поверхностный, рассудочно-назидательный и эклектический характер, становясь набором плоских истин и поучений. Своего апогея этот процесс достиг в т.н. «популярной философии» поздних немецких просветителей, сплотившихся вокруг X.В.Николаи (1733–1811), известного берлинского издателя многотомной «Всеобщей немецкой библиотеки» и многочисленных журналов и научно-популярных ежегодников. Значительным достижением вольфовской школы было развитие эстетической теории как особой логики чувственности, которая рассматривалась не как «низшая» ступень познания, а как самостоятельная и особая способность души. Ее деятельность связана со специфическим чувством (Gefühl) удовольствия или неудовольствия, возникающего при восприятии веши, со способностью субъекта оценивать ее с учетом испытываемого при этом ощущения приятного или нравящегося, гармоничного, красивого и т.д. Анализ чувства удовольствия позволил Баумгартену, Мейеру, И.Г.Зульцеру и другим представителям вольфианства разработать принципы эстетики как учения о способности к эстетической оценке или суждениям вкуса (Geschmacksurteil), науки о прекрасном и возвышенном, о правилах красоты как «явившегося совершенства», о формах художественной деятельности и поэтического воображения, о гении как субъекте эстетического творчества, создать основы теории поэтики и искусства, классификации жанров и т.п.

Важное историко-философское значение имели дискуссии как внутри вольфовской школы, так и с ее многочисленными оппонентами и противниками по поводу традиционных проблем рационалистической метафизики, выявившие ее внутреннюю противоречивость, особенно в поздних латинских работах самого Вольфа и ряда его учеников, которые довели панлогические и онтотеологические тенденции его системы до абсурдных попыток выведения всех свойств действительного мира, его случайных вещей и событий из их логической мыслимости и возможности и т.п. Все это превращало вольфианство в бессодержательную схоластику, в систему абсолютного детерминизма и фатализма, основанную на принципе совпадения или «гармонии» логического и реального, мыслимого и существующего, что в конечном счете привело к острому кризису метафизики, но вместе с тем стимулировало поиски путей и методов его преодоления у немецких мыслителей сер. 18 столетия: Хр.А.Крузия, И.Г.Ламберта, И.Н.Тетенса и др. Будучи непосредственными предшественниками и современниками Канта, они своей полемикой с вольфианцами во многом подготовили почву для возникновения кантовского критицизма.


Сочинения:

1. Gottsched J. Chr. Erste Gründe der gesammten Weltweisheit. Lpz., 1734;

2. Ludovici K.G. Ausführlicher Entwurf einer vollständigen Historie der Wolfischen Philosophie, 3 Bd. Lpz., 1736–37;

3. Thümmig L.Ph. Institutionis Philosophiae Wolffianae. Francoforti et Lipsiae, 1725–26;

4. Eberhard J.A. Allgemeine Theorie des Denkens und Empfindens. В., 1776;

5. рус. пер.: Баумейстер Ф.Хр. Логика. М., 1760 (1787, 1807, 1823);

6. Он же. Метафизика. М., 1764 (1789, 1808);

7. Он же. Наставление любомудрия... Львов, 1790;

8. Он же. Нравоучительная философия... СПб., 1783 (1788);

9. Он же. Физика... М., 1785.


Литература:

1. Асмус В.Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962;

2. Жучков В.А. Из истории немецкой философии XVIII века. Предклассический период (От вольфовской школы до раннего Канта.). М., 1996;

3. Он же. Философия немецкого просвещения. – В кн.: История философии: Запад – Россия – Восток, кн. 2: Философия XV–ХIХ вв. М., 1996;

4. Шпет Г. История как проблема логики. М., 1916;

5. Он же. Рационализм восемнадцатого века. Фрагменты второй главы книги «История как проблема логики». – В кн.: Философский век. Альманах 3. Христиан Вольф и русское вольфианство. СПб., 1998;

6. Albrecht W. Deutsche Spätaufklärung. Halle – Wittenberg, 1987;

7. Aufklärung – Gesellschaft – Kritik. Studien zur Philosophie der Aufklärung (1). В., 1985;

8. Beck L.W. Early German Philosophie. Kant and His Predecessors. Cambr. (Maas.), 1969;

9. Brockdorf Cay von. Die deutsche Aufklärungsphilosophie. Münch., 1926;

10.  Bruggemann F. Das Weltbild der deutschen Aufklärung. Lpz., 1930;

11.  Cassirer E. Die Philosophie der Aufklärung. Tüb., 1932;

12.  Christian Wollf als Philosoph der Aufklärung in Deutschland. Wissenschaftliche Beiträge. Halle – Wittenberg, t. 37, Haale/Saale, 1982;

13.  Die Philosophie der deutschen Aufklärung. Texte und Darstellungen, hrsg. von R.Ciafardone. Stuttg., 1990;

14.  Möller H. Aufklärung in Preussen. Der Verleger, Publizist und Geschichtsschreiber Friedrich Nicolai. В., 1985;

15.  Pütz P. Die deutsche Aufklärung. Darmstadt, 1978;

16.  Schneiders W. Die wahre Aufkläung. Zum Selbstverständnis der deutschen Auflkärang. Freiburg – Münch., 1974;

17.  Über den Prozess der Aufklärung in Deutschland in 18. Jahrhudert. Personen, Institutionen und Medien. Gott., 1987;

18.  Wundt M. Die deutsche Schulmetaphysik des 17. Jahrhunderts. Tüb., 1945.

См. также лит. к ст.: Баумгартен, Хр.Вольф, Кнутцен, Просвещение.

В.А.Жучков

 

 

Рекомендуем прочитать