ВОЛЬФИАНСТВО

ВОЛЬФИАНСТВО – школа в истории русской философии, влияние которой в академическом и университетском преподавании приходится на период с 20-х гг. 18 в. до 40-х гг. 19 в.

Русское вольфианство своей основной задачей видело пропаганду идей немецкого просветителя Христиана Вольфа (1679–1754) и его последователей: Людвига Филиппа Тюммига, Георга Бернгарда Бильфингера, Александра Готтлиба Баумгартена, Георга Фридриха Мейера. Вольф намеревался построить строгую систему философии, которая основывалась бы на строгих доказательствах. Он имел склонность к дидактике, благодаря чему вольфианство прижилось в высших школах Европы и России. Хотя сам Вольф считался философом свободомыслящим и даже был изгнан из Галле по обвинению в атеизме, его последователи, напуганные, вероятно, чрезмерным радикализмом французских просветителей, проводили линию на примирение науки и религии, что, разумеется, не могло не встретить теплый прием со стороны российских властей. М.В.Ломоносов, слушавший в 1736–39 лекции Вольфа в Марбургском университете, испытал влияние этого мыслителя. Исследование имманентного природе телеологизма, по мнению Ломоносова, должно устранить те противоречия, которые возникают между знанием и верой. В дальнейшем сходные идеи активно развивал А.Т.Болотов. Вольфианские курсы в Славяно-греко-латинской академии, последнем бастионе схоластики, вводятся в качестве обязательных в 50-х гг. 18 в., после кратковременного господства картезианства. В русском переводе тем не менее было издано только одно философское сочинение Вольфа – «Разумные мысли о силах человеческого разума» (М., 1751). Сложившееся положение закрепил синодальный указ 1798, по которому обязательными семинарскими учебниками были названы книги Баумейстера. Вольфианство было принято в качестве образца и во вновь образовавшемся Московском университете, первые курсы читались в нем вольфианцами И.Фроманном и И.Шаденом, продолжателями коих выступили Д.С.Аничков, Д.Н.Синьковский, Е.Б.Сырейщиков. Последний по времени университетский профессор-вольфианец А.М.Брянцев занимал здесь кафедру до 1821. Русские вольфианцы, хотя и не создали оригинальных философских систем, сделали немало для того, чтобы строгая школа профессиональной философии стала влиятельной в среде сравнительно широких слоев русского образованного общества, т.е. проделало ту работу, которую выполняла Славяно-греко-латинская академия относительно православного духовенства.


Литература:

1. Баумейстер Хр.Фр. Логика. М., 1760;

2. Он же. Метафизика. М., 1764;

3. Он же. Нравоучительная философия. СПб., 1783;

4. Вольф Хр.Логика, или Разумные мысли о силах человеческого разума и их исправном употреблении в познании правды. СПб., 1765;

5. Вольфианская экспериментальная физика. СПб., 1760;

6. Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII в. СПб., 1996;

7. Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989;

8. Он же. Из истории немецкой философии XVIII века (предклассический период). М., 1996.

А.В.Панибратцев

 

 

Рекомендуем прочитать