ВИВАРТА-ВАДА


ВИВАРТА-ВАДА (санскр. vivarta-vāda – учение о видимости) – концепция причинности, выдвинутая в адвайта-веданте Шанкары. Считается одним из вариантов саткарья-вады (букв. – учение о реальности следствия), т.е. учения о том, что следствие уже имплицитно заложено в причине, целиком ею определяется и не вносит своим появлением ничего нового. С т.зр. адвайты причина и источник мира – это высший Брахман, о котором из священного писания известно, что он всегда остается постоянным, неизменным и не подвержен каким бы то ни было трансформациям (паринама). Поскольку адвайта не признает иной реальной сущности помимо Брахмана, а эмпирический мир отличается многообразием и изменчивостью, само творение должно рассматриваться как «иллюзия» (майя), «видимость» (виварта). Иначе говоря, следствие, т.е. вся вселенная, лишь иллюзорно «накладывается» на вечную природу Брахмана; в этом смысле вселенная может считаться тождественной Брахману, коль скоро с тем никогда ничего и не происходило. Концепция виварта-вады в адвайте предполагает различение уровней реальности и знания (сама идея разведения «высшего» – «парамартхика» и всего лишь «практически удобного», «суетного» знания «самврити» заимствована Шанкарой у буддиста Нагарджуны). На уровне «высшей истины» (парамартхика-сатья) существует лишь вечный Брахман, тождественный чистому Атману, тогда как на уровне «практически удобной», «профанической истины» (вьявахарика-сатья) располагаются все явления феноменально явившейся вселенной – Бог-творец Ишвара, множество отличных друг от друга душ, неодушевленные предметы; их существование обусловлено «видимостью» (виварта), «неведением» (авидья), игрой «космической иллюзии» (майя), однако не может считаться полностью нереальным, поскольку в конечном счете опирается на реальность самого Брахмана.

Н.В.Исаева

 

Рекомендуем прочитать