ВИЛАМОВИЦ-МЁЛЛЕНДОРФ

ВИЛАМОВИЦ-МЁЛЛЕНДОРФ (Wilamowitz-Moellendorff) Ульрих фон (22 декабря 1848, Марковиц, близ Познани – 25 сентября 1931, Берлин) – немецкий филолог-классик, крупнейший эллинист 19 и 20 столетий. Происходил из семьи прусских поместных аристократов. В 13 лет был отдан в знаменитую школу близ Наумбурга – Schulpforte (основана в 1543), программа которой концентрировалась вокруг углубленного изучения древних языков, римской и греческой литературы и истории. Уже здесь, по-видимому, началось его состязание с другим блестящим учеником из старшего класса – Ф.Ницше. Тогда же, впервые прочитав «Пир» Платона, Виламовиц определил для себя цель жизни как вечное стремление к знанию, вдохновленное любовью к божественному миру вечных идей. В 1867 поступил в Боннский университет, в 1869 завершил образование в Берлинском университете. Его учителями были филологи О.Ян и Г.Узенер, особенное влияние он испытал со стороны двух виднейших исследователей Аристотеля – Я. Бернайса и Г.Боница. В 1870–71 в качестве гренадера участвовал во франко-прусской войне. Через пять месяцев после публикации в кон. 1871 «Рождения трагедии» Ницше Виламовиц выпустил памфлет с язвительным названием «Филология будущего!» (Zukunftsphilologie, 1872; Zweites Stück, 1873), пародирующим заглавие книги Р.Вагнера «Произведение искусства будущего» (1850).

Несмотря на раздраженно-полемический тон и плохо замаскированные личные выпады, в которых можно видеть отзвук старой борьбы между О.Яном и Ф.Ричлем, учителем Ницше, в целом позицию Виламовица надо признать справедливой. Оценивая труд Ницше с точки зрения исторической достоверности результатов, Виламовиц отмечает серьезные фактические ошибки (Ницше, по его выражению, «наделил своих сатиров козлиными ногами»; Еврипид в его книге по наущению Сократа становится разрушителем классической трагедии и т.д.). Аргументы, использованные в разгоревшейся полемике (в т.ч. резкий выпад Эрвина Роде, инспирированный Ницше, и ответ Виламовица), имеют сугубо технический характер (если не считать безграмотного открытого письма Вагнера в защиту Ницше). Поверхностное суждение о Виламовице как об узколобом буквоеде было позднее воспринято Т.Манном и кружком Ст.Георгия. В дальнейшем Виламовиц признал значение Ницше как оригинального мыслителя, но остался чужд тому, что он называл его «нерелигиозной религией» и «нефилософской философией».

С 1874 Виламовиц преподавал в Берлинском университете, в 1876 он возглавил кафедру в Грейфсвальде, в 1883 – в Гёттингене, в 1897 – в Берлине, где его кафедра вскоре стала ведущим германским и мировым центром антиковедения. Написанные им более 70 книг внесли колоссальный вклад практически во все области науки об античности и полностью изменили ее ход. Для истории философии наибольший интерес представляют два его труда: «Аристотель и Афины» (Aristoteles und Athen, 2 Bde. В., 1891–1910), где, в частности, им была выдвинута важная гипотеза об институциональной природе школы Аристотеля, и «Платон» (Platon, 2 Bde. В., 1919).

Многие ученики Виламовица, такие, как Г. фон Арним, К.Рейнхардт, П.Фридлендер, В.Йегер, стали виднейшими историками античной философии.


Сочинения:

1.  Erinnerungen, 1848–1914. Lpz., 1928.


Литература:

1.  Fowler R.L. Ulrich von Wilamowitz-Moellendorff. – Classical Scholarship. A Biographical Encyclopedia, ed. W.W.Briggs and W.M.Calder III. N.Y. – L., 1990, p. 489–522;

2.  Wilamowitz nach 50 Jahren, hrsg. von W.M.Calder III, H.Flashar und Th. Lindken. Darmstadt, 1985;

3.  Calder III W. M., The Wilamowitz-Nietzsche Struggle: New Documents and a Reappraisal. – Idem. Studies in the Modem History of Classical Scholarship, «Antiqua» 27 (1984). Napoli, p. 183–228;

4.  Parente M.I. Rileggendo il «Platon» di Ulrich von Wilamowitz-Moellendorff. – «Annali della Scuola normale di Pisa» 3.3.1 (1973), p. 147–167;

5.  Snell B. Wilamowitz und Thomas Mann. – Antike und Abendland 12 (1966), S. 95–96.

A.А.Россиус

 

 

Рекомендуем прочитать