ВАРЛААМ

ВАРЛААМ (Βαρλαάμ) Калабрийский (ок. 1290, Семинаре, Калабрия, Юж. Италия – июнь 1348, Авиньон) – византийский богослов и гуманист. Родися в православной семье, юношей стал монахом в Галато. Ок. 1330 прибыл в Фессалонику, затем в Константинополь, где до 1341 был игуменом монастыря Акалепта, преподавал. По поручению императора Андроника III Палеолога вел переговоры с Римско-католической церковью в 1334–35 и 1339 в Константинополе, Неаполе и Париже по поводу церковной унии. В сер. 30-х гг. начал полемику против исихазма. Гонимый исихастами, после осуждения поместным Собором, в 1341 покидает Константинополь и следует в Неаполь, а затем в Авиньон, где обращается в католичество и становится епископом (1342). В новом качестве в 1346 отправляется в Константинополь для переговоров об унии церквей уже по поручению папы Климента VI. Однако униатские демарши Варлаама остались безуспешными. В 1351 он подвергся анафеме со стороны греческого православного духовенства. Богословская и философская деятельность Варлаама проходила в непримиримой борьбе как с представителем византийского гуманизма Никифором Григорой, с одной стороны, так и с Григорием Паламой – лидером исихастов – с другой. В полемике с исихастами Варлаам утверждал, что Фаворский свет Преображения был тварным и потому не является предвечным. Он критиковал и молитвенную практику афонских монахов-исихастов, которых называл «омфалопсихами», т.е. сосредоточившими «душу на пупке». В философских трудах Варлаам предстает выдающимся знатоком Аристотеля. В полемике с латинянами по вопросу об исхождении Св. Духа (filioque) и о примате папы (сохранился 21 трактат на латинском языке) он отрицал силлогистический метод как непригодный для богословия; полемизировал с Фомой Аквинским. В Авиньоне Варлаам встречался с Петраркой, которого позже побудил к занятиям греческим языком. Сам он свободно владел латынью, писал полемические сочинения. Большая часть его наследия, за исключением писем и не изданных пока полемических сочинений против Григория Акиндина, утрачена, и о его взглядах мы можем судить лишь по «опровержениям» его оппонентов. Сохранилась «Этика согласно учению стоиков». Автор трактата о затмении солнца.


Сочинения:

1.  MPG t. 151.


Литература:

1.  Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993, с. 865–904;

2.  Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности (IX–XIV вв.). СПб., 1892;

3.  Schiïo G. ̒O βαρλαὰμ καὶ ἡ φιλοσοφία εὶς τὴν Θεσσαλονίκην κατά τὸν δέκατον τέταρτον αἰϖνα. Thessalonike, 1959;

4.  Polemis D. ̒H πρὸς τὸν Βαρλαὰμ διένεξις τού Γρήγορά. ̒H «Ἀντιλογία». – «Hellenika», 1964, п. 18, p. 44–72.

Μ.В.Бибиков

 

 

Рекомендуем прочитать