ВАЙЦЗЕККЕР

ВАЙЦЗЕККЕР (Weizsäcker) Карл Фридрих фон (род. 28 июня 1912, Киль) – немецкий физик, философ и политический деятель. Родом из швабской семьи, давшей многих известных теологов, ученых и военных. Уже в ранние годы Вайцзеккер обнаруживал интерес к астрономии и физике. В 1929–33 изучал физику в Берлине, Геттингене, Копенгагене (у Н.Бора) и Лейпциге (у В.Гейзенберга). В 1942–44 был профессором теоретической физики в Страссбурге. В годы 2-й мировой войны вместе с В.Гейзенбергом и другими немецкими учеными работал над созданием ядерного оружия для Германии (проект «Уран»). В 1946–57 Вайцзеккер руководил отделом в Институте физики им. Макса Планка (Геттинген). В 1956 Вайцзеккер, обеспокоенный проблемой ядерного вооружения, вместе с другими немецкими учеными-ядерщиками выступил с т.н. «Геттингенским заявлением» об отказе участвовать в изготовлении, испытании или применении ядерного оружия. С тех пор проблема политической ответственности ученого за общественные последствия своих открытий становится одной из главных тем его размышлений. В 1957–69 – профессор философии в Гамбурге, с 1970 – директор Института им. Макса Планка в Страссбурге.

По мнению Вайцзеккера, философия должна создавать априорный фундамент частных наук, а также заниматься проверкой обоснованности лежащих в их основе принципов. Главная задача философии – достижение нового понимания единства природы, что возможно на основе синтеза философии и частных наук. Именно здесь обнаруживается философская значимость фундаментальной физики (под которой Вайцзеккер понимает квантовую физику). Только ее аксиомы могут быть положены в основу познания, поскольку лишь они описывают условия возможности опыта и представляют мир как единое целое. Внимание Вайцзеккера привлекает диалог Платона «Парменид», который позволяет понять условия возможности самой рациональности и сферу ее применимости.

По мнению Вайцзеккера, временная структура является условием всякого опыта. При этом прошедшее интерпретируется в категориях действительно-фактичного, а будущее – в категориях возможности. Высказывания о будущих событиях могут быть сделаны только в форме вероятностных суждений. Опыт квантовой физики показывает, что суждения о будущем в строгой форме (идеал классической физики) невозможны. Это фундаментальное различие между прошлым и будущим выражает 2-й закон термодинамики. Вайцзеккер не выводит из этого закона традиционного следствия о возрастании энтропии: если отказаться от каузальной интерпретации будущего, то данное следствие перестает быть необходимым. На основании 2-го закона следует заключить, скорее, о росте богатства форм (как потенциальной информации). Такому взгляду должна соответствовать не классическая аристотелевская логика, а «квантовая», наделяющая высказывания не значением «истинно»/«ложно», а «необходимо», «возможно» или «невозможно». Вайцзеккер – автор большого числа статей, посвященных проблемам современного мира и культуры. Одну из причин современного кризиса он видит в особенностях развития «больших» культур, в которых отношения строятся не на основе личного знакомства, а на процессах абстрагирования и квантификации взаимных прав и обязанностей в форме власти и денег.


Сочинения:

1.  Zum Weltbild der Physik, 1943;

2.  Die Geschichte der Natur, 1948;

3.  Die Verantwortung der Wissenschaft im Atomenzeitalter, 1957;

4.  Die Einheit der Natur, 1971;

5.  Wege in der Gefahr, 1977;

6.  Wahrnehmung der Neuzeit, 1983;

7.  Aufbau der Physik, 1985;

8.  Физика и философия. – «ВФ», 1993, № 1.


Литература:

1.  Physik, Philosophie und Politik. Für Carl Friedrich von Weizsäcker zum 60. Geburtstag. Münch., 1982;

2.  Schütz M.J.C. Einheit des Wirklichen. Carl Friedrich von Weizsäckers Denkweg, 1986.

И.А.Михайлов

 

 

Рекомендуем прочитать