УИКЛИФ

УИКЛИФ (Wyclifie, Wyclii) Виклиф Джон (ок. 1320 – 3 декабря 1384) – английский теолог, философ, реформатор церкви. Образование получил в Королевском колледже Оксфорда. С 1357 по 1360 – регент факультета искусств, а с 1361 становится викарием в Филингхейме, близ Оксфорда. С 1372 – доктор теологии. Последние годы жизни был настоятелем в Лестершире. В 1382 осужден собором английских епископов. В 1415 Констанцский собор объявил Уиклифа еретиком и постановил сжечь его останки, что и было осуществлено в 1428. Уиклиф известен прежде всего своей общественно-политической деятельностью, к которой он обратился в 1374, когда был назначен одним из членов комиссии, проводившей переговоры в Брюгге с представителями Римской курии о праве папы назначать кандидатов на церковные должности в Англии и об уплате церковных налогов. Переговоры не привели к реальным результатам, однако благодаря резким и ярким выступлениям Уиклифа событие имело общественный резонанс. Свои взгляды на церковь Уиклиф последовательно изложил в двух сочинениях – «О божественной власти» (De dominio divino) и «О светской власти» (De сііili dominio): с первородным грехом человек потерял право на владение чем-либо на земле; властью (как, впрочем, и богатством) человека наделяет Бог, и только праведники имеют законное право на обладание ею; у человека нет другого закона и другого права, кроме любви к ближнему. Церковь, по мнению Уиклифа, погрязла в грехе и роскоши, ее следует вернуть к евангелической бедности; заставить же ее сделать это должен король, справедливо получивший власть от Бога. В 1377 папа Григорий XI отправил в Англию 5 булл с осуждением некоторых положений из сочинений Уиклифа. В Оксфорде вызвало раздражение вмешательство папы в дела университета: профессора не нашли ничего еретического в сочинениях. В его нападках на церковь прослеживается сильное влияние предестинационализма (см. Предопределение), позволявшего ему верить в незримую церковь избранных, предопределенных ко спасению: Уиклиф испытал сильное влияние августинианства, по-видимому, через Григория из Римини и Томаса Брадвардина. Он подверг критике католическую догму о транссубстанциации: универсальные понятия, считал он, имеют реальное существование, и, следовательно, исчезновению субстанции хлеба и вина должно означать исчезновение их бытия. Следствием философского платонического реализма Уиклифа является также его утверждение о реальном присутствии в бестелесной форме, развиваемое им в сочинении «Диалоги». Он был организатором первого полного перевода Библии на английский язык (1380–81). Взгляды Уиклифа были восприняты лоллардами – священниками, проповедовавшими евангельскую бедность и равенство; они также оказали влияние на Я.Гуса и Иеронима Пражского, что позволяет считать Уиклифа одним из предтеч Реформации.


Литература:

1. Workman H.В. John Wyclif: a Study of the English Medieval Church, 2 v., 1926;

2. Stacey J. John Wyclif and Reform, 1964.

О.В.Голова

Рекомендуем прочитать