У СИН

У СИН (кит. – пять элементов, пять стихий, правильнее – пять действий, пять фаз или пять рядов) – одна из основополагающих категорий китайской философии, обозначающая универсальную классификационную схему, согласно которой все основные параметры мироздания – пространственно-временные и двигательно-эволюционные – имеют пятичленную структуру. У син в т.н. космогоническом порядке суть «вода», «огонь», «металл», «дерево», «почва». Это не перво-субстанции космоса, а символы, или первые и главные члены, пяти рядов-классов, на которые разделяются все предметы и явления мира, как вещественные, так и невещественные. Каждый из этих рядов дает характеристику некоего состояния в процессуальной связи с другими рядами-состояниями, которые связаны с «огнем», «водой» и т.п. не субстанциально, как «первоэлементы» древнегреческой философии, а функционально. В генетическом смысле у син также не первичны, поскольку их появлению предшествуют по крайней мере два этапа – изначального «Хаоса» (хуньдунь) или «Великого предела» (тай цзи) и дуализированности космоса силами инь ян. Возглавляя обширный набор всевозможных пятичленных множеств, как-то: «пять сторон света», «пять времен года», «пять чисел», «пять благодатей», «пять пневм», «пять цветов», «пять вкусов» и т.д., у син образует сложную мироописательную систему. Она включает в себя значительное количество различных порядков у син, связанных между собой четкими структурными соотношениями и взаимопереходами. Важнейшие среди этих порядков «взаимопорождение» («дерево» – «огонь» – «почва» – «металл» – «вода» – «дерево»...) и «взаимопреодоление» («почва» – «дерево» – «металл» – «огонь» – «вода» – «почва»...) преобразуются друг в друга путем считывания противоположной последовательности элементов через один, что в геометрическом плане выступает как соотношение правильного пятиугольника и вписанной в него пентаграммы. Истоки учения об у син восходят к древнейшим (кон. 2-го тысячелетия до н.э.) представлениям о пятеричном устройстве земной поверхности (у фан – «пять сторон света», у фэн – «пять ветров-направлений») или более поздним (1-я пол. 1-го тысячелетия до н.э.) классификациям результатов хозяйственно-трудовой деятельности человека (лю фу – «шесть складов», у цай – «пять материалов»). В «Гуань-цзы» говорится, что у син были созданы мифическим императором Хуан-ди наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Древнейший текст, излагающий систематизированные представления об у син, – глава «Хун фань» из «Шу цзина». Развитую форму учение об у син обрело в 4–2 вв. до н.э., чему во многом способствовали Цзоу Янь и Дун Чжуншу. В дальнейшем оно стало неотъемлемой частью практически всех философских и научных построений, а в настоящее время продолжает играть ведущую роль в теории китайской медицины.

А.И.Кобзев

Рекомендуем прочитать