ТУРОВСКИЙ

ТУРОВСКИЙ Марк Борисович (26 января 1922, Москва – 8 декабря 1994, там же) – отечественный специалист в области диалектики, теории эволюции и теории культуры. Учился в ИФЛИ до его закрытия, окончил философский факультет МГУ (1944). Преподавал на кафедрах философии разных институтов (1947–53), работал корректором в типографии (1954–58), научным редактором БСЭ и пятитомной «Философской энциклопедии» (1961–64). С 1963 по 1975 – доцент кафедры философии 2-го медицинского института, с 1976 по 1994 – ст. научный сотрудник Российского института культурологии.

Уже в работе «Труд и мышление. Предыстория интеллекта» (1963) выражена идея соотносительности определений мышления и бытия. Туровский включает в контекст философии фундаментальные достижения естествознания, в частности учение о ноосфере, об эволюционных гиперциклах, о поведенческой доминанте и о хронотопе, об ассиметричности отношения организма и среды. Организм оказывается концентрированным выражением среды обитания, в его геноме записан хронотоп, те различения, которые живое полагает в среде, к которой приспосабливается. Среде остается роль «своего иного» организма, того, что упорядочено, освоено, обжито. Живое формирует среду, полагая в ней различения, к которым оно приспособлено, и среда формирует живое, концентрируясь, определяя в нем свои возможности. Новые организмы и новая среда формируются благодаря избыточности, открытости времени и произвольности. Саморазвитие циклично, всеобщее – это будущее, единичное – это настоящее, особенное – это прошлое. В отличие от немецкой классической философии он начинает диалектику не с всеобщего, а с многообразия.

Понятие индивидуального всеобщего, как обобщение взаимодействия, оказалось адекватным понятию культуры, которую он определяет как «личностный аспект истории». Его философию можно определить как «персональный космизм», попытки примирения научной и экзистенциальной истины. Хотя культуры сконструированы людьми, они онтологичны, поскольку характеризуют границы взаимодействия человека и мира. Это взаимодействие есть противоречие, их граница избыточна и открыта к самопорождению смысла. Культуры преемственны, но их преемственность – это смена упорядоченности многообразия. Диалектика понимается как типология рефлексии.


Сочинения:

1. Труд и мышление. Предыстория интеллекта. М., 1963;

2. Логико-методологические основы синтеза методов при изучении жизни. – В кн.: Взаимодействие методов естественных наук в познании жизни. М., 1976;

3. Культурная сущность образования. – В кн.: Культура – Традиция – Образование, вып. 1. М., 1990;

4. Философские основания культурологии. М., 1977;

5. Философское обоснование истории культурологии. – В кн.: Постижение культуры, вып. 7. М., 1998.

К.Ю.Токмачев  

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать