ТРЕЛЬЧ

ТРЕЛЬЧ (Трёльч) (Troeltsch) Эрнст (17 февраля 1865, Аугсбург – 1 февраля 1923, Берлин) – немецкий протестантский теолог, философ, социолог. Изучал теологию и философию в Эрлангене и Тюбингене; заметное влияние на формирование его взглядов оказали идеи И.Канта, Ф.Шлейермахера, А.Ричля. С 1890 – приват-доцент в Геттингене, с 1894 – профессор систематической теологии в Гейдельберге, с 1915 – профессор философии в Берлине. А Гарнак в речи, посвященной памяти Трёльча, в 1923 назвал его «самым крупным немецким философом истории после Гегеля». Развивая идеи либеральной теологии, Трёльч поставил в центр своих исследований проблему историзма и критику его одностороннего понимания. В годы первой мировой войны и после ее окончания он защищал идеи демократических свобод и прав человека, европейского единства. В 1919–21 занимал видный пост в министерстве культов Пруссии.

Стремясь найти философскую основу исторических событий и обосновать критерий их оценки, Трёльч пытался связать метафизику с христианской верой. Он полагал, что решить эту задачу призвана теология, или религиеведение (для него – равнозначные понятия): это та область знания, которая охватывает историю и метафизику в их взаимосвязи. Религиозность Трёльч понимал как априорное переживание, религию – как мистическое переживание тайны жизни, которое в релятивном, фактическом, однократном обнаруживает априорно-всеобщее, абсолютный дух. Будучи теологом, Трёльч не был человеком церковным. Он полагал, что религиозность образованного человека может существовать вне таких институциональных форм, как церковь или секта: «дух веет, где хочет». Согласно Трёльчу, «абсолютность христианства» как религии может быть признана только в том смысле, что оно до сих пор «сохраняет для нас наивысшее значение» и внушает уверенность в правильности избранного пути к совершенной истине. Однако не исключается возможность появления откровения, открывающего еще более глубокие принципы. Это означает, что библейское Писание может быть принято в качестве последнего метафизического основания: абсолютное в истории никогда ни в одном конечном пункте, событии не осуществляется абсолютным образом. Явление Иисуса Христа в истории не есть завершение религиозной истории человечества: на христианстве она не заканчивается. Само представление об окончательном Откровении Божьем в истории для Трёльча, с позиций его пантеистически окрашенного понимания мира и истории, его мистической концепции Бога, неприемлемо. Проблема истории решается не посредством противопоставления релятивизма и абсолютизма как взаимоисключающих противоположностей, но в нахождении их взаимоопосредования, возможности увидеть и понять в релятивном стремление к абсолютной цели.

Такое понимание истории, концепция «преодоления историзма» сказались в оценке Трёльчем Реформации. Он отверг взгляд на Реформацию как начало Нового времени, а также представление о продолжающемся воздействии ее идей на современный мир. Между Реформацией и современностью не плавный переход, а «перерыв постепенности»: современный мир характеризуется новым типом культуры и нравственности. Трёльч обращается в этой связи к исследованию социального учения христианства, социальной этики. Его вклад в развитие социологии религии оказался весомым. Предложенная им (вместе с М.Вебером) типология социальных форм существования религии (церковь – секта – мистические группы) легла в основу социологического исследования религии. Главная его работа в этой области «Социальное учение христианских церквей и групп» (Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, 1912).


Сочинения:

1. Vernunft und Offenbarung bei J.Gerhardt und Melanchton, 1891;

2. Atheismus und Idealismus, 1899;

3. Die Absolutheit des Christentums und die Religionsgeschichte, 1902;

4. Grundprobleme der Ethik, 1902;

5. Politische Ethik und Christentum, 1904;

6. Die Bedeutung des Protestantismus für die Entstehung der modernen Welt, 1906;

7. Die Bedeutung der Geschichtlichkeit Jesu für den Glauben, 1911;

8. Augustin, die christliche Antike und das Mittelalter, 1915;

9. Der Historismus und seine Überwindung, 1924;

10. Glaubenslehre. Tüb., 1925;

11. Gesammelte Werke, Bd. 1–4. Tüb., 1912, 1913, 1922, 1925;

12. в рус. пер. – Историзм и его проблемы. М., 1994.


Литература:

1. Vermeil Ε. La Pensûe religieuse d’Ernst Troeltsch, 1922;

2. Alberca I.E. Die Gewinnung theologischer Normen aus der Geschichte der Religion bei T.Troeltsch. Münch., 1961;

3. Gabriel H.-J. Christlichkeit der Gesellschaft? Eine kritische Darstellung der Kulturphilosophie von Ernst Troeltsch. В., 1975.

В.И.Гараджа

Рекомендуем прочитать