ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (от лат. transcendens, transcendentia, transcendentalis – перешагивающий, выходящий за пределы) – фундаментальный философский термин, претерпевший за свою историю существенные изменения своего значения. Его истоки уходят в античную философию (см. Трансцендентное), латинские выражения появляются уже у Августина, однако как таковая история понятия трансцендентального началась в Средние века, когда по крайней мере с 1-й четверти 13 в. стало употребляться выражение «nomina transcendentia», ставшее распространенным, однако, лишь в рамках скотизма. Роланд из Кремоны для обозначения вещи и нечто использует термин «transcendentes». Альберт Великий употребляет уже термин «transcendentia». Раймонд Луллий использует термин «трансцендентальный пункт» (punctus transcendens). Он возникает в том случае, если познавательная способность человека в определении предмета перешагивает другую способность или выходит за рамки самой себя. Классическую для Средневековья интерпретацию трансцендентального (transcendentia) как надкатегориального дал Фома Аквинский. Это понимание сохраняется и у Дунса Скота, значительно обогатившего трансцендентальное разделительными атрибутами сущего (см. также ст. Трансценденталии, Трансцендентальное отношение).

Большое влияние на дальнейшее развитие трансцендентального оказал Ф.Суарес, сузивший сферу трансцендентального до единого, истинного и благого. Ф.Бэкон называет привходящие свойства сущего трансценденциями (transcendentes); к ним он относит большое и малое, подобное и различное, возможное и невозможное, бытие и небытие и др. Изучением трансценденций, основывающимся на законах природы, должна заниматься первая философия. Дж. Бруно выделяет два вида форм: трансцендентные, стоящие выше рода и называемые началами, и формы известного рода, отличные от другого рода. Трансцендентные формы являются свойствами единой универсальной субстанции до разделения на телесность и бестелесность. Р.Декарт употребляет термин «трансцендентальное» лишь однажды, однако в 20 в. под влиянием трансцендентальной феноменологии и истолкования в ней трансцендентальной субъективности он стал рассматриваться как первый трансцендентальный философ. Но и в картезианстве трансцендентальные определения в средневековом смысле слова тоже играли некоторую роль у И.Клауберга, воспринявшего формулировки традиции о трансценденталиях и пытавшегося придать им смысл в рамках учения Декарта. Трансцендентальное Клауберг понимал в онтологическом смысле, как то, что свойственно вещам всем вместе и каждой в отдельности. Дж. Беркли понимает под трансцендентальными положения, выходящие за рамки отдельных наук и оказывающие влияние на все частные науки.

Понятие трансцендентального продолжает свое развитие и в творчестве таких протестантских мыслителей, как К.Мартини, И.Г.Альстед, И.Шарф и др.; трансцендентальное по-прежнему означает у них надкатегориальное. К.Шайблер начинает применять уже термин transcendentalis, однако трансцендентальное и трансцендентное в этот период остаются синонимами. Некоторая разница между ними состоит в том, что первый термин употребляется в немецком аристотелизме чаще в значении надприродного, второй же – как обозначение для общих понятий. Г.Гутке выделял трансцендентные суждения, которые как со стороны субъекта, так и со стороны предиката представлены трансцендентными терминами, а также свободны от ограничивающих определений предикабилий и предикаментов. Лейбниц употребляет понятие трансцендентного в своем собственном, еще не устоявшемся значении в математике; он пишет о трансцендентном числе, трансцендентных алгебре и геометрии, трансцендентном анализе и т.д. Трансцендентными являются для него величины и функции, которые не могут быть изображены обычными арифметическими операциями. А.Калов понимает под трансцендентальными надприродные сущности. И.Юнгиус определяет «transcendentalis» и «transcendens» как отношение, которое не абстрагировано от какого-либо предикамента, а распространяется на множество предметов. У Ф.А.Аэпинуса объединяются трансцендентность (transscensus) сущего и его общие атрибуты.

Наиболее существенную трансформацию после Фомы и Дунса понятие трансцендентального претерпело в трансцендентальной космологии Хр.Вольфа. Общая, или трансцендентальная, космология рассматривает мир в целом и раскрывает, чтó общего есть у действительного мира со всяким возможным, и развивает эти общие понятия. Как онтология создает общие понятия и основоположения для философских дисциплин, так и трансцендентальная космология совершает это для физики. Это новое значение трансцендентального более не является надкатегориалъностыо характеристик сущего, а связано с априорными понятиями и основоположениями для эмпирических наук; трансцендентальное теперь состоит не в объединенности и всеобщности сущего, а во всеобщности априори в отношении к единичному опыту. Новое заглавие Вольфа стремительно распространялось; оно встречается у Г.Б.Билфингера, И.П.Ройша, X.Ф.Баумайстера, И.Г.Винклера, Д.С.Аничкова и др. И.Г.Дарьес говорит не только о трансцендентальной космологии, но по аналогии и об общей, или трансцендентальной, монадологии. Предмет трансцендентальной космологии Дарьеса отличен от вольфианцев: он состоит не в изучении всеобщих априорных законов мира вообще, а в изучении распространенных между «механическим» и «пневматическим миром» отношений. Если у Вольфа еще, хотя бы в виде аналогии, сохранялась связь между трансцендентальной космологией и учением о трансценденталиях, то у его последователей исчезла всякая связь между трансцендентальной космологией и онтологией. Но в метафизике у Вольфа сохраняется и средневековое значение трансцендентального как онтологического: трансцендентальная истина есть свойство самой вещи, упорядочение признаков, присущих какой-либо вещи, трансцендентальное благо есть полнота (совершенство) в многообразном, а их трансцендентальное единство – это единство в отношении свойств, определяющих сущность вещи. Почти никто из вольфианцев не использовал средневековое значение понятия трансцендентального; исключение составляют X.Ф.Баумайстер и А.Г.Баумгартен. Последний трансцендентальное единое объясняет как существенно единое, трансцендентальную истину проясняет как необходимую метафизическую истину, а трансцендентальное совершенное – как существенное совершенное. Тем самым еще до Канта в трансцендентальной космологии и онтологии Вольфа, Баумайстера и Баумгартена наметился разрыв со средневековой традицией истолкования трансцендентального, движение к чему началось еще у Дунса Скота и Ф.Суареса.

У И.Г.Ламберта и И.Н.Тетенса понятие трансцендентального (transcendent) появилось уже на немецком языке. Ламберт выступил против трактовки Баумгартеном трансцендентального как существенного. Говоря в своих сочинениях по метафизике о трансценденталиях, Баумгартен и Баумайстер опирались на их средневековую интерпретацию, одной из самых характерных черт которой являлось онтологическое истолкование трансценденталий. И если Баумайстер еще пытается разъяснить становящийся непонятным онтологический смысл трансценденталий, то у Ламберта онтологическая интерпретация трансценденталий уже вызывает полное непонимание. Сам он истолковывает понятие трансцендентального, исходя из его этимологии. Употребляя термин «трансцендентный» (трансцендентное и трансцендентальное для Ламберта тождественны, поскольку, выступая против латинского термина Баумгартена transcendentalis, он сам употребляет немецкий термин transcendent) в собственном смысле, мы имеем, согласно Ламберту, дело с понятием, которое переносит нас от своего предмета к другому предмету иного вида. Тетенс называет основной наукой общую трансцендентальную (transcendente) философию. В ней он выделяет трансцендентальные понятия, которым свойственна всеобщность. Первой операцией на пути к ним является отделение имматериального и материального от общего им трансцендентального; трансцендентальными являются понятия действительности, субстанции, причины, действия, изменения. Понятие трансцендентального было существенно переосмыслено в философии И.Канта, в которой оно связывается с априорностью, критикой разума и его возможностей и противопоставляется трансцендентному. Однако в высказываниях Канта о трансцендентальных реализме, предмете, объекте и субъекте заметны следы средневекового, онтологического понимания трансцендентального. В критической философии трансцендентальное стало у Канта центральным понятием; оно используется для обозначения большинства разделов, рубрик, для характеристики познавательных способностей, представлений и т.д. Кант называет трансцендентальным «всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994, с. 44). Самое его известное определение гласит: «трансцендентальным (т.е. касающимся возможности или применения априорного познания) следует называть не всякое априорное знание, а только то, благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления (созерцания или понятия) применяются и могут существовать исключительно a priori, а также как это возможно» (там же, с. 73). Кант утверждает, что «термины трансцендентальный и трансцендентный не тождественны» (там же, с. 217), чем порывает с многовековой историей отождествления трансцендентального и трансцендентного и превращает грамматическое отличие в понятийное: «слово трансцендентальное... означает не то, что выходит за пределы всякого опыта, а то, что опыту (а priori) хотя и предшествует, но предназначается лишь для того, чтобы сделать возможным опытное познание. Когда эти понятия выходят за пределы опыта, тогда их применение называется трансцендентным и отличается от имманентного применения, т.е. ограничивающегося опытом» (Он же. Соч. в 6 т., т. 4(1). М., 1965, с. 199).

У Фихте понятие трансцендентального встречается уже в его ранних сочинениях в связи с «трансцендентальной свободой» как способностью быть первой независимой причиной; позднее Фихте употребляет понятие трансцендентального для обозначения своей собственной позиции. В вопросе различения трансцендентального и трансцендентного Фихте идет вслед за Кантом. Особенностью фихтевского понимания трансцендентального является его истолкование «трансцендентального пункта», который понимается им как описание интеллектуального созерцания в том виде, в каком оно может быть мыслимо. Ф.Шеллинг также первоначально употребляет понятие трансцендентального в связи с понятием свободы: трансцендентальной свободы как «эмпирически-бесконечной» свободы, а затем абсолютной трансцендентальной свободы. В зрелый период творчества трансцендентальное употребляется Шеллингом в рамках его трансцендентального идеализма, трансцендентальной философии. Трансцендентальное рассмотрение состоит «в постоянной самообъективации субъективного» (Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма.– Соч. в 2 т., т. 1. М., 1987, с. 237). В поздних работах Шеллинг использует понятие трансцендентального уже в историческом смысле. Сходным образом оно употребляется и Гегелем, у которого трансцендентальное существенной роли не играет. Объясняя кантовское понятие трансцендентального, Гегель сближает трансцендентальное и трансцендентное; трансцендентализм понимается им как философия, показывающая источники того, что становится трансцендентным. Размыванию значения трансцендентального способствовали Новалис и Ф.Шлегель. Новалис говорил о трансцендентальном искусстве, трансцендентальной поэзии, считая, что все истинные поэты, даже если и неосознанно, творили трансцендентально. Шлегель полагал, что учение досократиков является трансцендентальной физикой, и утверждал, что трансцендентальное – это то, что может и находится в «вышине».

Дальнейшее развитие понятия трансцендентального шло в двух направлениях: во-первых, в истолковании кантовского понятия трансцендентального (трансцендентальное как априорное – Г.Гельмгольц, Г.Спенсер, Б.Баух и др.; трансцендентальное как выяснение условий возможности чего-либо – П.Наторп, И.Б.Лотц и др.; трансцендентальное как противоположность трансцендентному, или эмпирическому, – Г.Коген, В.Виндельбанд и др.) или понятия трансцендентального субъекта (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, М.Адлер, А.Зон-Ретель и др.), во-вторых, в игнорировании кантовских различений или апелляции к средневековому значению трансцендентального как синонима трансцендентного или внутренне тесно связанного с ним (американские трансценден-талисты, частично – X.Файхингер, Г.Риккерт, X.Книттермейер, Б.И.Лонерган и др.).

Самую существенную после Канта трансформацию понятие трансцендентального претерпело у Э.Гуссерля. Несмотря на преемственность, трансцендентальная феноменология как универсальнейшее сущностное изучение сознания вообще вела гуссерля к изменению и расширению кантовского смысла трансцендентального. Он пишет: «Я сам употребляю слово «трансцендентальный» в самом широком смысле для... такого оригинального мотива, который благодаря Декарту является смыслопридающим во всех нововременных философиях и во всех них приходит... к самому себе... Это мотив обращающегося назад вопрошания о последних источниках всех познавательных образований, самоосмысления познающим самого себя и своей познающей жизни... это мотив чисто обоснованной из этого источника, окончательно обоснованной универсальной философии. Этот источник имеет название Я-сам со всей моей действительной и возможной познавательной жизнью, в конце концов со всей моей жизнью вообще. Вся трансцендентальная проблематика кружится вокруг отношения этого моего Я-ego – к тому, что, само собой разумеется, для этого полагается: к душе, а затем снова вокруг отношения этого Я и жизни моего сознания – к миру» (Husserl Ε. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. – Husserliana, Bd. 6. Den Haag, 1954, S. 100–101). Гуссерль рассматривает понятие трансцендентального наряду с его коррелятом – понятием трансцендентного. Я, несущее в себе мир как значимый смысл, называется Гуссерлем трансцендентальным. Трансцендентально-философскими проблемами являются проблемы, произрастающие из соотношения трансцендентального и трансцендентного. В целом термин «трансцендентальный» встречается у Гуссерля в отношениии феноменологии, логики, идеализма, сознания, субъективности, анализа, редукции, метода, опыта и др; Гуссерль употребляет также выражения трансцендентальная философия и трансцендентализм. М.Хайдеггер понимает трансцендентальное онтологически, как исследование сущности априорного синтеза в его возможности и тесно связывает трансцендентальное и трансцендентное: «Трансцендентальным является то, что касается трансценден-ции. С трансцендентальной точки зрения мышление рассматривается в своем выхождении к предмету. Трансцендентальное рассмотрение обращается не к самим предметам, не к самому мышлению как только лишь представлению отношения «субъект–предикат», а к выхождению и к отношению к предмету – как такое выхождение» (Heidegger M. Die Frage nach dem Ding. Zu Kants Lehre von den transzendentalen Grandsätzen. Tüb., 1962, S. 50).

С.Л.Франк истолковывает трансцендентальное как направленность мысли на саму рациональность; осознание основы рациональности делает видимым то, из чего рациональность проистекает и что само является трансрациональным, непостижимым. Поэтому трансцендентальное мышление является трансцендированием. В трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги трансцендентальное понимается как переход к трансцендентному.

В рамках аналитической философии трансцендентальное привлекло внимание в связи с возникшей под влиянием П.Стросона и И.Беннета полемики по вопросу о трансцендентальном аргументе, в которой приняли участие Б.Страуд, Ю.Миттельштрас, Я.Хинтикка, Е.Шапер, Р.Уолкер, Р.Ашенберг, К.Гартман и др. Аргумент называется трансцендентальным, если он показывает, что оспариваемое совершается или уже совершилось, что прагматически нельзя не признавать определенные предпосылки; иногда его определяют также как аргумент пресуппозиции. Подобное значение трансцендентального является доминирующим для современной англоязычной литературы. Однако в последнее время в рамках аналитической философии трансцендентальное критикуется (Р.Рорти и др.) и ввиду «паразитизма» трансцендентального ставится задача «детрансцендентализации».

П.Рикёр определил структурализм как «кантианство без трансцендентального субъекта», с чем согласился К.Леви-Строс. На идею трансцендентальной субъективности направлена и критика М.Фуко; трансцендентальное связывается им с формой субъекта и с возвращением к истокам. Усилия Фуко направлены на искоренение «трансцендентального нарциссизма» и избавление истории от «дурной бесконечности обретения и потери истоков» (Фуко М. Археология знания. К., 1996, с. 199). Критику Фуко продолжает Ж.Деррида; трансцендентальное объясняется им следующим образом: «Изначальное Различие абсолютного Начала, которое может и должно неограниченно и с априорной уверенностью удерживать и возвещать свою чистую конкретную форму, давая, подобно посю – и потусторонности, смысл любой эмпирической гениальности и любой фактичной продуктивности, – может быть, это и имелось в виду всегда под понятием «трансцендентального», через всю загадочную историю его смещений» (Деррида Ж. Введение. – В кн.: Гуссерль Э. Начала геометрии. М., 1996, с. 209). Деррида критикует «трансцендентально означаемое» как порождение западной логоцентрической традиции, стремящейся во всем найти порядок и смысл. Определенной «ревизии» и изменению подвергается понятие трансцендентального и у К.-О.Апеля и Ю.Хабермаса (см. Трансцендентальная философия). Наряду с различной критикой трансцендентального в конце 20 в. предпринимаются также попытки реабилитации трансцендентальной постановки вопроса.

См. также ст. Трансценденталии, Трансцендентное, Трансцендентальный метод, Трансцендентальная философия, Трансцендентальное отношение, Трансцендентальный идеализм.


Сочинения:

1. Рорти Р. Философия, или Зеркало природы. Новосибирск, 1997;

2. Фуко М. Археология знания. К., 1996;

3. Он же. Слова и вещи. СПб., 1994;

4. Деррида Ж. Введение. – В кн.: Гуссерль Э. Начала геометрии. М., 1996;

5. Махариши Махеш Йоги. Трансцендентальная медитация. – В кн.: Трансцендентальная медитация, вып. 1. М., 1991;

6. Кант И. Критика чистого разума. М., 1994;

7. Он же. Пролегомены. – Соч., в 6 т., т. 4 (1). M., 1965;

8. Булгаков С.Н. Трансцендентальная проблема религии. – Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 4 (124), кн. 5 (125);

9. Он же. Философия хозяйства. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1993;

10. Франк С.Л. Непостижимое. – Соч. М., 1990;

11. Аничков Д.С. Annotationes in logicam et raetaphysicam. M., 1782;

12. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания,– Соч. М., 1978;

13. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1977;

14. Бруно Дж. О причине, начале и едином. – Он же. Диалоги. М., 1949;

15. Wolff Ch. Discursus praeliminaris de Philosophia in genere. – Idem. Philosophie rationalis sive Logica. Francofurti, 1723;

16. Idem. Cosmologia generalis. Francofurti, 1731;

17. Lambert J.H. Anlage zur Architectonic, oder Theorie des Einfachen und des Ersten in der philosophischen und mathematischen Erkenntnis, Bd. 1. Riga, 1771;

18. Husserl Ε. Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie. – Husserliana, Bd. 6. Den Haag, 1954;

19. Idem. Erste Philosophie. – Ibid, Bd. 7. Den Haag, 1956;

20. Idem. Hat Kant wirklich das Grundproblem der Erkenntnistheorie getroffen? – Ibid;

21. Idem. Kants kopernikanische Umdrehung und der Sinn einer solchen kopernikanischen Wendung überhaupt. – Ibid;

22. Idem. Zur Kritik Kants und Leibnizs. – Ibid;

23. Heidegger M. Die Frage nach dem Ding. Zu Kants Lehre von den transzendentalen Grundsätzen. Tüb., 1962;

24. Sohn-Rethel A. Geistige und körperliche Arbeit. Fr./M., 1972;

25. Strawson P. The Bounds of Sense. L., 1966;

26. Bennet I. Kant’s Analytic. L., 1966;

27. Idem. Kant’s Dialectic. Cambr., 1974;

28. Schaper E., Vossenkuhl W. (Hg.) Bedingungen der Möglichkeit: «transcendental arguments» und transzendentales Denken. Stuttg., 1984.


Литература:

1. Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd. 10, hg. von I.Ritter und K.Gründer. Basel, 1998;

2. Hinske N. Kants Weg zur Transzendentalphilosophie. Stuttg., 1970;

3. Gideon A. Der Begriff transzendental in Kants Kritik der reinen Vernunft. Darmstadt, 1977;

4. Lauth R. Transzendentale Entwicklungslinien von Descartes bis zu Marx und Dostojewski. Hamb., 1989;

5. Carboncini S. Transzendentale Wahrheit und Traum. Christian Wolffs Antwort auf die Herausforderung durch den Cartesianischen Zweifel. Stuttg., 1991;

6. Knoepfler N. Der Begriff transzendental bei I.Kant. Innsbruck, 1996;

7. Schnädelbach H. Unser neuer Neukantianismus. – Brandt R., Orlik F. (Hg.) Philosophisches Denken – Politisches Wirken. Marburg, 1992;

8. Круглов А.Н. Трансцендентализм в философии. M., 2000.

См. также лит. Трансценденталии, Трансцендентный, Трансцендентальный метод, Трансцендентальная философия, Трансцендентальное отношение.

А.Н.Круглов

Рекомендуем прочитать