ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ – участники философского и литературного течения в США 30–50-х гг. 19 в., объединявшего представителей радикальной интеллигенции и формировавшегося вокруг бостонского «Трансцендентального клуба» и журнала «The Dail». Кроме Р.Эмерсона, автора философского эссе «Природа» (Nature, 1836), ставшего идейным манифестом течения, к трансцендентализму примыкали Г.Торо, А.Олкотт, М.Фуллер, Дж.Рипли, О.Фрозингем, Э.Пибоди, Т.Паркер, Ф.Хедж, У.Г.Чаннинг и др.

Выступая против традиционной для США 30-х гг. 19 в. унитарианской трактовки христианства, трансценденталисты призывали заменить веру в чудеса и персонифицированность бога поклонением «бесконечности человека» и «моральному чувству», присущему всем людям. Христианская религия превращалась трансценденталистами в свод нравственных идеалов, не требовавших для своей реализации церковных институтов. Объединяя этическое и эстетическое видение мира, они рассматривали человека в качестве полноправного представителя гармоничного и динамичного космического начала и наделяли природу неисчерпаемой духовной силой. В приближении к естественному (не испорченному цивилизацией) ландшафту, в интуитивном переживании и «разгадывании» его потаенного символического смысла они видели способы достижения нравственного очищения и метод раскрытия «Абсолюта», или «сверхдуши» (термин Эмерсона), в человеческой повседневности. При этом трансценденталисты принижали значение чувственного опыта, делая особый упор на интуицию и фантазию.

С позиций левого радикализма и романтического индивидуализма они выступали против социальных и нравственных основ американского общества нач. 19 в. Стремление воплотить в реальность идеал гуманных общественных отношений привело к созданию утопических коммун Брук-Фарм и Фрутленд. Социальный критицизм трансцендентализма оказал влияние на формирование идеологии леворадикального молодежного движения в США в кон. 60-х – нач. 70-х гг. 20 в.


Сочинения:

1. The Transcendentalists. An Anthology, ed. by P.Miller. Cambr. (Mass.), 1971;

2. в рус. пер. Эмерсон Р.У. О доверии к себе. M., 1904;

3. Он же. Высшая душа. М., 1902;

4. Эстетика американского романтизма. М., 1977;

5. Торо Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу. М., 1979.


Литература:

1. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, пер. с англ., т. 2. М., 1962;

2. Современное политическое сознание в США. М., 1980;

3. Boller Р.F. American Transcendentalism, 1830–1860. An Intellectual Inquiry. N.Y., 1974.

H.E.Покровский

Рекомендуем прочитать