ТРАЙРУПЬЯ

ТРАЙРУПЬЯ (санскр. trairūpya – трехаспектное) – в индийской логике правило, введенное, как считают, буддийским философом Дигнагой, призванное отделить подлинный выводной знак (линга) от мнимого (алинга). Согласно правилу трайрупья, выводной знак должен 1) содержаться в пакше, локусе или субстрате вывода (в классическом примере индийского силлогизма с огнем, выводимым по признаку дыма, поднимающегося из-за горы, пакшей является гора), 2) следовать принципу анвая (неизменного сопутствия) – во всех случаях, когда он наблюдается, неизменно сопровождаться свойствами, принадлежность которых пакше доказывается посредством вывода (дым должен сопровождаться огнем, где бы он ни наблюдался), 3) следовать принципу вьятирека (неизменного несо-путствия), т.е. не встречаться там, где нет этих свойств (там, где нет огня, не может быть и дыма). Если одно или два из этих условий не выполнены, то выводной знак будет или 1) вируддха (противоречивым), или 2) асиддха (непризнанным, неизвестным, или неустановленным), или 3) сандигдха (сомнительным). Иными словами, он будет алинга, или не-знаком. Важно заметить, что линга – это объективно реальный факт, а не наше понятие о нем. В этом смысле линга следует отличать от высказывания о линга, составляющего второй член силлогизма ападешу, или основание вывода (см. Аваява). См. также Анвая-вьятирека, Анумана, Хету, Хетвабхаса.

В.Г.Лысенко

Рекомендуем прочитать