ТОЛСТОЙ

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич [28 августа (9 сентября) 1828, имение Ясная Поляна Тульской губ. – 7(20) ноября 1910, станция Астапово Рязано-Уральской ж. д.] – русский писатель, публицист, философ. В 1844–47 учился в Казанском университете на философском, затем на юридическом факультетах (не закончил). В университете изучал философию права, взял для разработки тему – сопоставление «Духа законов» Монтескьё и «Наказа» Екатерины II. Испытал влияние Ж.-Ж.Руссо, которого считал своим учителем. Из мыслителей Запада выделял также Канта, Шопенгауэра, Спинозу, из русских – славянофилов. Художественное творчество Толстого в значительной своей части философично. Помимо размышлений о сущности жизни и предназначении человека, выраженных в художественной форме, его произведения содержат множество философем – в виде афоризмов, вставных фрагментов. В 1863–69 создает свое величайшее произведение – роман «Войну и мир», целые главы которого посвящены проблемам философии истории – о причинах исторических событий, движущих силах истории, ее законах, роли народных масс, свободе и необходимости. Толстой критикует современных ему историков за попытки приписать исторической личности всемогущество в историческом процессе.

В 1870–80-х гг. пережил глубокий духовный кризис, в ходе которого окончательно обозначились те взгляды на мир, которые давно уже вызревали у него исподволь. О результатах, к которым он пришел, Толстой рассказывает в «Исповеди» (1881), не пропущенной в печать, но получившей широкое хождение в рукописном виде. Толстой пишет здесь, что жизнь привилегированных слоев опротивела ему, потеряла для него всякий смысл. Действия же трудящегося народа представились ему единым настоящим делом. Себя Толстой стал считать адвокатом 100-миллионного земледельческого народа. С этого времени в его творчестве философия и публицистика выходят на первый план. Он пишет ряд значительных по объему и содержанию работ – «Исследование догматического богословия», «В чем моя вера?», «О жизни» и др. Работы эти запрещались, но становились известными по копиям и зарубежным изданиям. Толстой осуждает мир насилия, угнетения и несправедливости, который исторически обречен и должен быть коренным образом преобразован в ближайшее время, чего можно добиться мирными методами. Насилие же должно быть исключено из социального обихода, т.к. оно не способно порождать ничего, кроме нового насилия. Насилию противопоставлялось непротивление, которое не понималось, однако, как исключительно пассивное отношение к насилию. Предполагалась целая система мер, нейтрализующая насилие государственной власти: неучастие в том, что поддерживает существующий строй – в армии, судах, податях, ложном учении и т.п. Толстой критикует догматы христианства, его конфессиональной разновидности – православия. Различные исторические религии, в т.ч. православную, Толстой называет суеверием. Под истинным же христианством он понимает сумму нравственных заповедей, свойственных и другим религиям, и признает не того Бога, который сотворил мир, а такого, который живет в сознании людей. Он считает, что знать Бога и нравственно жить – одно и то же. В 1901 Синод отлучил Толстого от Церкви.


Сочинения:

1. Полн. собр. соч., т. 1–90. М.–Л., 1928–58.


Литература:

1. Гусев Н.Н. Л.Н.Толстой. Материалы к биографии, кн. 1–4. М., 1954–70;

2. Розанов В.В. Л.Н.Толстой и Русская Церковь. – Соч., т. 1. М., 1990, с. 355–68;

3. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. – В кн.: Он же. Путь к очевидности. М., 1993, с. 5–132;

4. Толстой и ненасилие. М., 1995;

5. Гусейнов A.A. Великие моралисты. М., 1995, с. 196–231;

6. Сухов А.Д. Философ ли Л.Н.Толстой? – «История философии», 1999, № 4.

Архивы:

1. ГМ Толстого;

2. РГАЛИ, ф. 508.

А.Д.Сухов

Рекомендуем прочитать