ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ

ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ (кит. – небесный принцип и человеческие желания; сокращенно – ли юй) – понятия китайской философии. Впервые упоминаются в тексте «Ли цзи», глава «Юе цзи» («Записки о музыке»): «Если чувственное отношение человека к вещам предельно ограничено, а его доброе и злое отношение к людям не переступает нравственной меры, то тогда вещи действуют по назначению и человек следует за ними. Когда же человек изменяется вещами, тогда гибнет небесный принцип (тянь ли) и до предела развертываются человеческие страсти (жэнь юй)». Т.о., утверждается, что человеку изначально присущ небесный принцип, следуя которому он должен усмирять свои страсти, т.е. эмоционально-чувственную и познавательную деятельность.

Специально этой теме была посвящена теоретическая дискуссия, возникшая в период династии Сун (10–13 вв.) и Мин (14–17 вв.) в рамках учения о принципе (ли сюэ). Под словосочетанием «тянь ли» неоконфуцианцы понимали по существу такие неизменные нравственные принципы человеческого существования, как «гуманность» (жэнь), «справедливость» (и), «благопристойность» (ли) и «мудрость» (чжи), а под словосочетанием «жэнь юй» – живые человеческие страсти. Чэн И придерживался традиционной точки зрения, согласно которой «небесные принципы» и «человеческие желания» диаметрально противоположны и отрицают друг друга: «О, как же страдают люди от своих желаний! Люди, совершающие недобрые дела, побуждаются к этому своей страстью» («И шу», гл. 25). Ту же мысль отстаивал Чжу Си: «Если небесный принцип сохраняют, то человеческие желания погибают: если же человеческие страсти одерживают победу, то небесный принцип погибает» («Чжу цзи юй лэй», гл. 13). Наиболее полное воплощение «небесного принципа» в человеке было описано в концепции Ван Янмина о «доведении до конца благосмыслия», т.е. того, что «объединяет совершенно мудрых и глупых».

Противоположное решение проблемы соотношения «небесного принципа» и «человеческих желаний» – их объединение – было предложено Ху Хуном (11 в.), Ε Ши (12 в.), Чэнь Лянем (12 в.), Ван Фучжи и Дай Чжэнем.

В.В.Зайцев

Рекомендуем прочитать