ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА

«ТЕОЛОГИЯ ПЛАТОНА» (Περὶ τῆς κατὰ Πλάτωνα θεολογίας) – сочинение Прокла, единственная в своем роде систематическая сводка платонизма в его схоластической разработке. Написано, вероятно, в поздний период (после комментария к «Пармениду», первые три книги – до «Начал теологии»). Сама идея подобного сочинения возникает в ходе толкования «Парменида» и при осмыслении роли этого диалога как теологического завершения курса платоновской философии в постямвлиховском платонизме. Рассматривая корпус платоновских сочинений как единый «священный текст», Прокл группирует эпитеты богов в соответствии с последовательностью посылок второй части «Парменида», поскольку для тех, кто сплотился вокруг платоновского очага (τοῖς τῆς ἡμετέρας ἑστίας), этот диалог содержит полноту и целостность платоновской теологии, а его изложение второй части соответствует иерархии богов и воспроизводит их разряды от самого первого вплоть до последнего (I 7, 31. 7–10 – цифры после запятой указывают страницы и строки издания Сафрэ–Вестеринка).

В начале трактата (I 2, 9. 8–19) Прокл излагает его замысел и план: прежде всего – все относящиеся к богам общие понятия (τὰ κοινὰ νοήματα) с рассмотрением сил и достоинств богов; затем – все чины (τάξεις) богов с указанием их особенностей и в соотнесении с положениями теологов, т.е. с орфическими теогониями и халдейскими оракулами; и, наконец, сводку разбросанных по разным сочинениям характеристик надкосмических и внутрикосмических богов и их классификация (τὰ ὅλα γένη τῶν θείων διακόσμων).

Следуя своему плану, Прокл представляет в первой книге (I 13–29) понятия сущности, Провидения и неукоснительности Провидения (в соответствии с «Законами»), благости и непричастности злу, неизменности, простоты и истинности (в соответствии с «Государством»), блага и веры, знания и истины, красоты и любви (в соответствии с «Федром»), божественности, бессмертия и постижимости умом (в соответствии с «Федоном»); в заключение речь идет о свойственной всем богам нерожденности и о божественных именах.

Второй раздел представлен книгами II–VI: высший уровень иерархии – Единое (II); сверхсущие единицы-боги – генады (III, 1–6); умопостигаемые боги (III 7–28); бога умопостигаемо-мыслящие (IV); боги мыслящие (V); бога надмирные (VI).

Вероятно, Прокл по тем или иным причинам не закончил «Теологию Платона» (издатели полагают, что недостает по крайней мере 7-го тома). Однако она была известна последующим платоникам: ее цитирует Дамаский, знает Симпликий, на нее безусловно ориентируется автор Ареопагитского корпуса, ее могли знать в Александрийской школе. В дальнейшем никаких сведений о ней нет, хотя ее читали и переписывали: две древнейшие рукописи относятся к 13–14 вв., а 15 в. – своего рода ренессанс «Теологии Платона»: ее знает и цитирует Плифон, из дошедших до нас рукописей одна, вероятно, приобретенная в 1437–38 Николаем Кузанским, была в библиотеке кардинала Виссариона, благодаря которому Пьетро Бальби сделал для Николая Кузанского латинский перевод «Теологии Платона» в 1461–62; другую приобрел Пико делла Мирандола, третью – Марсилио Фичино.

Editio princeps, появившееся в Гамбурге у М.Герингиуса в 1618 (вместе с прокловскими «Началами теологии» и «Жизнью Прокла» Марина), было подготовлено Э.Портусом на основе второстепенной рукописи 14–15 вв. Только в 1816 великий знаток и переводчик неоплатоников Томас Тейлор вновь обратился к тексту «Теологии Платона» и перевел его на английский язык, предложив ряд удачных конъектур; ряд замечаний по тексту опубликовал в 1894 В.Кролль.

Новое издание было предпринято по инициативе Э.Р.Доддса, побудившего к работе над ним своего ученика А.Д.Сафрэ, к которому затем присоединился Л.Г.Вестеринк (ум. 24 января 1990). 1-й том нового издания вышел в 1968, в 1997 издание завершил один Сафре. В мае 1998 в Лувене (Бельгия) состоялась конференция, посвященная окончанию издания и показавшая значимость «Теологии Платона» для современного понимания философии Прокла и неоплатонизма в целом.

Издатели учли 56 рукописей, из которых 23 содержат полный текст «Теологии Платона»; каждый том предваряется обстоятельным введением, рассматривающим также соответствующие темы монографически (в частности: Афинская школа в 4 в. – в 1 т.; История толкования 2-го Письма Платона в платоновской традиции – во 2-м т.; История толкования двух первых посылок «Парменида» Ямвлихом, Сирианом и Проклом и концепция генад – в 3-м т.; История рецепции «Теологии Платона» – в 1-м и 6-м томах.

Издания:

1. Prodi in Piatonis Iheologiam ed. Ae. Portus. Hamb., 1618;

2. Théologie Platonicienne, livre 1–6, texte ét. et trad. par H.D.Saffrey et L.G.Westerink. P., 1968–97.

Лит. см. к ст. Прокл.

Ю.А.Шичалин

Рекомендуем прочитать