ТЕЛЬ КЕЛЬ

«ТЕЛЬ КЕЛЬ» (Tel Quel) – журнал, оказавший значительное влияние на развитие литературоведческой и философской мысли 2-й пол. 20 в., прежде всего во Франции. Основан в 1960 в Париже, просуществовал до начала 1980-х гг. Одним из инициаторов издания был Р.Барт. В круг «Тель Кель» входили Ф.Соллерс, Ю.Кристева, М.Плене, Ц.Тодоров, Ж.Женетт, Ж.Л.Бодри, Ж.Тибодо и др. В числе общих принципов, на которые опирались авторы журнала, – семиотизация проекта политической семиологии Барта, активное подключение проблематики «большой политики», признание примата литературной практики над любой рефлексией по поводу литературы. Участники проекта стремились, во-первых, к созданию общей теории знаковых систем; во-вторых, к формализации семиотических систем с точки зрения коммуникации, точнее, к выделению внутри проблематики коммуникации зоны производства смысла; в-третьих, к прямой политизации письма. Практическое приравнивание текстуального письма к «реальной истории» приводит авторов «Тель Кель», несмотря на их субъективную революционность и апелляцию к классикам марксизма, к растворению истории в семантике. В их трактовке любая политика в принципе производив от языковой политики, история приобретает статус метафоры текстуального письма (при этом остается неясным, какими независимыми социальными механизмами производится само письмо, что делает его возможным и необходимым одновременно). «Дурной», линейной историей оказывается та, которая вызывает к жизни «теологические категории» смысла, субъекта и истины, а подлинной – та, которая производит т.н. «тексты-пределы», воспринимаемые как совершенные аналоги социальной революции. Тем самым признается невозможность языка, который создавал бы дистанцию по отношению к текстуальному письму и сообщал последнему историческое измерение.


Литература:

1. Theorie d’ensemble. P., 1968.

M.К.Рыклин

Рекомендуем прочитать