ТЭН

ТЭН (Taine) Ипполит-Адольф (21 апреля 1828, Вузье, Арденны – 5 марта 1893, Париж) – французский философ, историк, теоретик искусства и литературы. Сторонник позитивизма, испытал влияние Гегеля.

Получил образование в парижском Коллеже Бурбон и в Эколь Нормаль (1841–52), преподавал в Невере, в 1864–69 – профессор эстетики и истории искусства в Школе изящных искусств в Париже. С 1853 публикует серию работ («Очерк о Тите Ливии» – Essai sur Tite-Live, 1856, «Басни Лафонтена» – La Fontaine et ses fables, 1861; и др.), в которых отстаивает тезис о существовании некой господствующей идеи, в краткой форме выражающей гений народа и заключающей в себе всю его историю. Тэн утверждает, что реальному порядку причин и следствий в вещах соответствует адекватный логический порядок идей в мысли, поэтому наука способна воссоздать объективную реальность. В литературно-критических работах 1850–60-х гг., объединенных позднее в сборники «Очерки критики и истории» (Essais de critique et d’histoire, 1858, рус. пер. 1869) и «История английской литературы» (Histoire de la littérature anglaise, v. 1–4, 1863–64, рус. пер. 1876), Тэн утверждает, что как в отдельном человеке, так и в народе существует изначальная и высшая предрасположенность, управляющая всеми их действиями и идеями и обусловленная тремя основополагающими силами: расой, средой и моментом. Эту предрасположенность Тэн называет «основным характером», определяющим доминирующий тип человека, который появляется в конкретном обществе и затем воспроизводится в искусстве.

В работах «Философы Франции 19 в.» (Les philosophes français du 19 siècle, 1857), «Английский позитивизм» (Le positivisme anglais, 1864, рус. пер. 1866), «Об уме и познании» (De l’intelligence, v. 1–2, 1870, рус. пер. 1872) он обращается к анализу современной ему философии и усматривает причину ее бесплодности в изолированности от науки. Он предлагает освободить философию от поисков последних причин и сущностей вещей и развивает концепцию «форм духа и разума», типов мыслительных привычек, ментальных структур, свойственных индивидам, народам, расам и отличающих различные ступени человеческого гения.

Свои представления об истории как науке, основанной на наблюдении и изучающей общие причины моральных и политических явлений, Тэн развивает в своей последней фундаментальной работе «Происхождение современной Франции» (Les origines de la France contemporaine, v. 1–3, 1876–93, рус. пер., т. 1–5, 1907), где нашли выражение его консервативные представления об обществе.

Теория искусства Тэна оказала влияние на развитие социологии искусства.


Сочинения:

1. Pages choisies. P., 1909;

2. Philosophie de l’art, v. 1–2. P., 1948;

3. в рус. пер.: Новейшая английская литература в современных ее представителях. СПб., 1876;

4. Философия искусства. М., 1996.


Литература:

1. Barzellotti C. La philosophie de H.Taine. P., 1900;

2. Aulard A. Taine, historien de la révolution française. P., 1907;

3. Chevrillon A. H.Taine, formation de sa pensée. P., 1932;

4. Cresson A.H. Taine. P., 1951.

M.M.Федорова

Рекомендуем прочитать