ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА

«ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА» (санскр. Tattvārthādhigama-sūtra – «Сутра реализации значения первопринципов») – базовый текст джайнской философии и религии, созданный, вероятно, во 2–3 вв. Умасвати («наставником» аскетов и риторов) и признаваемый высшим авторитетом обеими ветвями джайнизма. Текст составлен на санскрите и состоит из 10 глав. Глава 1, содержащая вводную часть и теорию познания, открывается тезисом о том, что путь к освобождению (мокша) – это праведные воззрение, познание и поведение. Праведное воззрение – убежденность в истинности 7 категорий: джива, аджива, асрава, бандха, самвара, нирджара, мокша. Праведное, или аутентичное, познание подразделяется на чувственно-логическое, познание от слова авторитета, ясноведческое, телепатическое и абсолютное. Первые два вида – опосредованные (различаются 5 стадий первого), остальные – непосредственные. Главы 2–4 посвящены первой и главной категории – дживе. Подробные классификации душ составляют основной материал этих разделов. Сущность души – способность к отражению объектов. Души делятся на сансарные и освободившиеся, разумные и неразумные, динамические и стационарные. Различаются четыре способа рождения живых существ. Глава 5, посвященная адживе, или субстанциям не-души, – дхарма, адхарма, акаша-пространство, пудгала – открывается определением субстанций (дравья) как таковых (включая и дживу). Общие их атрибуты – вечность, неизменность, бесформенность. Делается оговорка, что вещество-пудгала имеет форму, и вводится еще один общий атрибут – вездесущность (которая, правда, не распространяется на атомы). Выясняются основные назначения всех субстанций и лишь затем сама природа их как субстрата качеств и проявлений. Учитывается мнение тех, кто относит к субстанциям также время. В главах 6–7 рассматривается асрава, определяемая как активность тела, речи и ума. Вместе с тем асрава – это результат активности: благой и неблагой, омраченной и не-омраченной. Перечисляются асравы различных карм как следствия прошлых поступков. Тема притока карм открывает возможность для выяснения третьего основания джайнской сотериологии – праведного поведения. Речь идет о 5 фундаментальных «обетах» преодоления насилия (см. Ахимса), лжи, воровства, нецеломудрия, стяжательства и аккуратно перечисляются проступки против них. В главе 8 рассматривается бандха – закабаление индивида кармами (как следствие асрав) и здесь же исчисляются сроки действия различных карм. В главе 9 рассматриваются две стадии преодоления притока карм и закабаления ими – самвара, или остановка асравы посредством нравственных деяний и аскетических подвигов, и нирджара, или закрепление противодействия кармам. Заключительная глава 10 посвящена мокше: «освобождение» – это ликвидация причин закабаления, результат нирджары – уничтоженность всех карм. Адепт, достигающий этого состояния, становится всеведущим и как «совершенный» (сиддха) может восходить до конца вселенной.

Издания:

1. Eine Jaina Dogmatik. Umāsvāti’s Tattvārthādhigama Sūtra, übers, und erläutert von H.Jacobi. – «Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft», 1906, Bd LX, S. 287–325, 512–551.

В.К.Шохин

Рекомендуем прочитать