ТАТТВА-САНГРАХА

«ТАТТВА-САНГРАХА» (санскр. Tattva-saṅgraha – «Собрание сущностных категорий») – энциклопедия индийской полемической философии махаянского мыслителя Шантаракшиты (8 в.), сторонника сватантрика-мадхьямики, принимавшего также отдельные положения йогачары. Состоит из 3646 строф в 26 главах, в которых последовательно рассматриваются категории санкхьи, ньяи, вайшешики, мимансы, локаяты, йоги, веданты, а также джайнизма и буддизма. Посредством развитой системы буддийской теории познания все аргументы оппонентов подвергаются логическому анализу, демонстрирующему их недостоверность. Вместо них предлагаются махаянские решения философских проблем. Напр., Бог-творец (Ишвара) должен уступить место совокупной карме существ (гл. 2), а многочисленные методы познания индуистских школ – буддийскому непосредственному восприятию (пратьякша) и выводу (анумана) в трактовке Дигнаги и Дхармакирти (гл. 19). Различные идеалы святости уступают махаянскому идеалу Всеведущего Будды – первого совершенного существа, освободившегося от страданий, медитировавшего на шуньяте, после чего даровавшего людям Закон, который превосходит даже учение Кришны (гл. 26).

Стройная композиция сочинения может быть условно подразделена на три отдела буддийской философии: онтологический (гл. 1–15), эпистемологический (гл. 16–20) и сотериологический (гл. 21–26; гл. 21–23 посвящены проблематике всех трех отделов). Каждая глава содержит идеи и учения из других отделов, поскольку вся структура памятника отражает религиозные задачи трактата: переубедить идейных противников в преимуществах йогачаро-сватантрика-мадхьямики. Об этом Шантаракшита заявляет в первых же строках: «На круговращение кармы существ не влияют ни пра-материя (Пракрити), ни Бог-творец, ни они оба, ни Атман, ни другие, но оно зависит от плода, отношения, расположения и прочего. Из-за трюков со свойством, субстанцией, движением, общим, присущим и т.п. пустота (шуньята) стала областью обусловленных понятий, приписывающих природу одного другому» (1–2). Критерий истинности и целесообразности теории автор усматривает в ее сотериологической роли, в отношении которой системы оппонентов (которые суть «трюкачества» с иллюзорными понятиями) являются бесполезными, застывшими и не способствующими освобождению. Только беспристрастный в самостоятельном откровении великомилосердный Будда «ради благополучия мира провозгласил Учение о взаимозависимом происхождении. Поклоняясь Его всеведению, в дар Ему создана эта Таттва-санграха» (4–6).

Строфы памятника столь лаконичны и емки, что читать их без комментария Камалашилы (8 в.) практически невозможно – не только из-за сложности тончайших полемических приемов, но и потому, что нередко оппонентами Шантаракшиты являются неизвестные нам мыслители, о воззрениях которых подробнее сообщает комментатор, и это единственный источник в истории индийской философии, сохранивший данные имена. Тибетский перевод памятника включен в Данджур.

Издания:

1. Tattvasaṅgraha of Shāntarakshita with the Commentary of Kamalāshīla, ed. by Ε. Krishnamacharya, v. 1–2. – «Gaekwad’s Oriental Series». Baroda, 1926 (критическое изд.);

2. Tattvasaṅgraha of Shāntarakshita with the Commentary of Kamalashīla, engl. transl. by G.Jha, v. 1–2. – Ibid., 1937–39.

В.П.Андросов

Рекомендуем прочитать