ТАФТАЗАНИ

ТАФТАЗА̄НӢ Са‘д ад-Дӣн Мас‘ӯд Ибн ‘Умар, ат- (ок. 1322, с. Тафтазан, близ г. Ниса, Хорасан – ок. 1390, Самарканд) – арабо-мусульманский философ, видный представитель перипатезирующего калама. Обучался теологии и философии у ал-Ӣджӣ и Кут̣б ад-Дӣна ар-Ра̄зӣ (ум. 1365). Около 30 лет провел в скитаниях, преподавая в различных медресе Мавераннахра, а затем по приглашению Тимура приехал в Самарканд, где находился при его дворе вплоть до своей кончины. Ат-Тафтаза̄нӣ известен прежде всего своим сочинением по философской теологии «Мак̣а̄с̣ид» («Цели»), составленным по образцу «Мава̄к̣иф» своего учителя ал-Ӣджӣ и снабженным собственными глоссами «Шарх̣ ал-Мак̣а̄с̣ид» – своего рода энциклопедией Корана эпохи синтеза с арабоязычным перипатетизмом. К этому труду примыкает «Компендиум по логике и каламу» (Тахз̱ӣб ал-мант̣ик̣ ва-л-кала̄м), на который в последующие века были составлены многочисленные комментарии. Ат-Тафтаза̄нӣ прославился также своими глоссами к «Символу веры» ан-Насафӣ (ум. 1142) – «Шарх̣ ал-‘ак̣а̄’ид ан-насафиййа». В качестве учебных пособий популярностью пользовались и другие его комментаторские сочинения по логике, юриспруденции, поэтике, риторике, коранической экзегетике.

Биографы и исследователи расходятся в определении правовой и доктринальной позиции Ат-Тафтаза̄нӣ среди различных течений фикха-права и калама. Его причисляют то к шафиитам, то к ханафитам, поскольку им написаны глоссы к юридическим сочинениям, представляющим оба толка. Комментарии ат-Тафтаза̄нӣ к трактату ан-Насафӣ дают основание причислять его к матуридитской школе калама (в частности, ат-Тафтаза̄нӣ разделяет учение матуридитов о творении – «таквӣн» как об извечном и субстанциальном атрибуте Бога, о свободе воли, о невозможности реального лицезрения Бога в потусторонней жизни), однако в «Мак̣а̄с̣ид» ат-Тафтаза̄нӣ предстает как сторонник ашаризма.

Т.Ибрагим

 

 

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать