СЫ ДЭ

СЫ ДЭ (кит., буквально – четыре благодати, четыре [вида] благой силы) – принятое в китайской, по-преимуществу конфуцианской, философии обозначение некоторых проявлений «благой силы», или «благодати/добродетели» (дэ) – манифестации дао, гл. о. в социально-этической сфере; в определенных контекстах соотносится с областью онтологии. Этические аспекты сы дэ сформулированы в конфуцианских канонах (см. «У цзин»). В «Ли цзи» в качестве сы дэ фигурируют «сыновняя почтительность» (сяо) как «начало-добродетели (дэ)», «почитание старшего брата младшим» (ти) как «вступление в добродетель», синь-благонадежность как «щедрость (глубина) добродетели», чжун – «преданность» (см. Чжун шу) как «выправление добродетели». В «Чжоу ли» сы дэ выражает нормативное состояние и поведение жены, которые являются целью ее воспитания: «добродетель жены», «речи жены», «облик жены», «деяния жены». В комментарии 2 в. «добродетель жены» истолкована как «целомудрие и послушание», «речи жены» – «[почтительный] ответ на обращение к ней», «облик жены» – «кроткий вид и постоянно на сносях», «деяния жены» – шелкопрядение. Обозначение сы дэ применяется также к терминам ицзинистики (см; «Чжоу и»), которые составляют афоризм к гексаграмме-гуа Цянь (Небо, «творчество») и присутствуют в афоризмах (словесных формулах) ко многим другим гексаграммам: юань – «импульс», «начало», хэн – «развитие», «всепроницаемость», ли – «должная польза», «оформление», чжэнь – «стойкость», «непоколебимость». В «Вэнь янь чжуани» («Комментарий знаков и слов»), одном из приложений к основному корпусу «Чжоу и», юань толкуется как «возрастание блага» («добра» – шань), хэн – как «возможность награды», ли – как «гармония долга/справедливости», чжэнь – как «исполнение дел»; «благородный муж (цзюнь цзы) осуществляет эти четыре благодати». Главный основоположник неоконфуцианской ортодоксии Чжу Си соединял данные термины, восходящие к древнему обозначению жертвоприношений и гадания, попарно и толковал биномы как два сказуемых к подлежащему – названию гексаграммы. Его предшественник Чэн И, продолжая традицию «Вэнь янь чжуани» и комментария Ван Би к «Чжоу и», считал четверку мантических терминов перечислением отдельных «качеств» (дэ) той сущности, которая представлена гексаграммой Цянь. Шао Юн сделал ицзинистскую формулу сы дэ обозначением этапов абстрактного циклического процесса, введя ее в обиход нумерологических хронологических исчислений.




Литература:



1. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1993, с. 174–83 и по указателю.

А.Г.Юркевич

Рекомендуем прочитать