СВОБОДОМЫСЛИЕ

СВОБОДОМЫСЛИЕ (в отношении к религии) – течение общественной мысли, утверждающее права разума на свободное критическое рассмотрение религии, исследование природы, человека и общества. Свободомыслие проявляется в самых различных областях культуры: в фольклоре, литературе, искусстве, в естественных и гуманитарных науках, в философии. Термин «свободомыслие» был введен английским философом А.Коллинзом (17 в.) в борьбе с религиозной нетерпимостью, церковным авторитаризмом и догматизмом. В понятие свободной мысли традиционно вкладывается как позитивный смысл (требование свободного исследования действительности), так и критический (в отношении к религии и церкви).

Свободомыслие существовало уже в древности: этнографы фиксируют на стадии разложения первобытного строя поступки людей, бросавших вызов духам, сомневавшихся в сверхъестественных способностях колдунов и т.д. Свободомыслие формируется на основе наивного реализма, здравого смысла, обретения достоверных, подтверждаемых практикой знаний о мире и человеке. Его распространение и укрепление связано с возрастанием уровня свободы общества от стихийных сил природы и совершенствованием орудий труда. В дальнейшем развитие свободомыслия обусловливалось прогрессом в области науки, промышленности, образования и других областях культуры. Накопление знаний приводило к качественным сдвигам в стиле мышления и методах познания действительности.

Появление философских учений древности, противопоставлявших себя магическим и мифологическим представлениям, – одна из ступеней становления свободомыслия. Свое первое систематическое выражение идеи свободомыслия получили в натуралистических философских учениях. Именно философская мысль Древней Греции и Рима впервые поставила вопрос о природе религии и ее антропогенных основах. Связь свободомыслия с познанием природы и человека была настольно органичной, что это отразилось в названиях сочинений того времени. Трактаты, озаглавленные «О природе», приписывались Анаксимандру, Ксенофану, Гераклиту, Пармениду, Эмпедоклу и др.

Для средневекового свободомыслия Запада и Востока характерна критика церковного авторитаризма и догматизма, предпочтение разума вере, защита независимости философии от религии, попытки установления диалога между верующими различных конфессий (П.Абеляр, Сигер Брабантский, Ибн-Рушд, ал-Бируни и др.). Основные формы свободомыслия этого времени – пантеизм и деизм, а также многочисленные «ереси». Поворотным пунктом в истории европейского свободомыслия стала культура Возрождения, ориентированная на рациональное осмысление не только человека и мира, но и самой религии. Благодаря соединению античного рационализма с накопленными к этому времени конкретно-научными знаниями в области естествознания, истории, филологии, астрономии, медицины (Лука Пачиоли, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский, Дж.Бруно, М.Сереет, Н.Коперник, Дж.Вико) постепенно стал возможен выход свободомыслия за рамки религии. Мыслители эпохи Возрождения подчеркивали достоинство, неограниченные возможности человека, гармонию интересов личности и общества, просвещенность и веротерпимость. Значительную роль играли изобразительное искусство и литература (Микеланджело, Тинторетто, Рабле, Саккетти, Шекспир и др.); резкой критике подверглась «служанка богословия» схоластика (Николай Кузанский), в отношении которой все большую автономию обретали этика, искусство, философия, политические учения.

Ярким проявлением религиозного свободомыслия и антиклерикализма стала Реформация, породившая различные формы протестантских (а впоследствии – сектантских) вероисповеданий (подробнее см. в ст. Протестантизм и Реформация).

Радикальный поворот в истории свободомыслия совершается в Новое время. Б.Спиноза заложил принципы научного исследования Ветхого Завета, П.Бейль решительно отстаивал свободу совести и идею независимости морали от религии. Он первым дал позитивную оценку атеистам, охарактеризовав их – от Эпикура до Спинозы – как людей высокой нравственности, и высказал идею о возможности существования атеистического общества, которое в моральном отношении не уступит религиозному. В яркой и воинствующей форме дух свободомыслия проявился в творчестве французских философов-материалистов 18 в. (Ж.О. де Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций, С.Марешаль, Д.Дидро), которые резко обличали корыстолюбие «попов и тиранов», противопоставив церковному догматизму атеистическое мировоззрение, основанное на достижениях науки своего времени. Проявлением этого мировоззрения стало издание многотомной «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» (1751–80). Идеи свободомыслия развивали английские философы. Вместе с тем рационалистическая критика религии страдала односторонностью, поскольку исходила по преимуществу из «теории обмана», связывавшей происхождение религии с невежеством масс и корыстолюбием духовенства, Однако ее традиции живы и сегодня (Б.Рассел и современное англо-американское свободомыслие) и играют заметную роль в опровержении фидеизма и церковного догматизма.

Судьба свободомыслия неразрывно связана с формированием философии религии как самостоятельной области знания, у истоков которой стоял прежде всего И.Кант («Религия в пределах только разума», 1793). При всей неоднозначности восприятия взглядов Канта на религию представителями немецкой классической философии (Ф.Шлейермахером, И.Фихте, Г.Гегелем, Л.Фейербахом) они прочно вписали религиеведческую проблематику в систему философского знания. Они смогли осуществить значительный прорыв в тайны религиозного сознания, показав историческую закономерность его возникновения. Л.Фейербах связывал атеизм с развитием духовной культуры, образования, гуманизма. Более полно свободомыслие, как и религия, были введены в социальный контекст К.Марксом и Ф.Энгельсом, утверждавшими, что происхождение и сущность религии могут быть объяснены лишь из понимания человека как социального существа. Религию порождают социальные антагонизмы, а потому, пока они не будут преодолены, религия будет существовать.

20 век отмечен систематическим изучением свободомыслия в различных областях культуры, выявлением закономерностей и критериев его развития, изданием специальных монографических и справочных трудов (Ф.Маутнер, Г.В.Плеханов, И.П.Воронин, Б.Данэм, А.Робертсон, Г.Лей, А.Новицки, К.Ламонт, П.Ингерсолл, Д.Лукач, П.Куртц).

В истории России идеи свободомыслия выразились прежде всего в массовых антиклерикальных движениях, ересях (14 в.) и религиозном сектантстве (17 в.). Одно из ранних проявлений свободомыслия в России – двоеверие. Стремление преодолеть религиозную нетерпимость особенно характерно для светской культуры 18–19 вв. Представители русского просвещения: М.Ломоносов, В.Татищев, А.Кантемир, Д.Аничков, Я.Козельский и др., в целом склонявшиеся к деизму, заложили в России традицию новоевропейского свободомыслия, ориентированного на естествознание, концепцию естественного права и приоритет разума. Антиклерикальные и свободолюбивые мотивы пронизывают сочинения А.Радищева, поставившего под сомнение идею бессмертия человеческой души в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии» (1790–92). Духом свободы и гуманизма проникнуто творчество А.Пушкина, окончательно утвердившего автономию светской, внерелигиозной культуры в России.

Борьба за освобождение общества от церкви и религиозного мировоззрения была развернута в трудах русских радикальных демократов М.Бакунина, Н.Огарева, А.Герцена, Н.Чернышевского, Д.Писарева и др., рассматривавших религию не только как антинаучную и архаичную традицию, но и как идеологию порабощения народа самодержавием. Тему свободомыслия в области гуманитарного знания и политического сознания разрабатывали теоретики народничества: П.Ткачев, П.Лавров, Н.Михайловский и др. Распространению свободомыслия в отечественной культуре способствовало бурное развитие естествознания в России со 2-й пол. 19 в. (И.М.Сеченов, Д.И.Менделеев, К.А.Тимирязев и др.).

Современное свободомыслие организовано в национальные и международные союзы. Крупнейшие из них – Всемирный союз свободомыслящих (основан в 1880 в Брюсселе) и Международный гуманистический и этический союз (основан в 1952 в Амстердаме), объединяющий ок. 90 национальных организаций «секулярного гуманизма» из 33 стран мира. Сегодня в мире издается около 150 атеистических и гуманистических журналов, в которых освещаются теоретические исследования и социальная практика современного свободомыслия: независимая научная экспертиза т.н. паранормальных феноменов, защита свободы совести и принципа отделения церкви от школы и государства; большое внимание уделяется развитию традиций научного религиеведения, разработке светской этики и секулярного мировоззрения.

В 1925 был создан Интернационал пролетарских свободомыслящих (ИПС), куда входил Союз воинствующих безбожников; с 1947 его функции стало выполнять Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний. Но его деятельность велась в жестких рамках «воинствующего» большевистского безбожия, что противоречит самому принципу свободомыслия.

В постсоветский период позиции свободомыслия в России, с одной стороны, оказались ослабленными, ввиду резкой активизации традиционных и новейших религий, паранормальных и неоязыческих верований, с другой – укрепились, благодаря демократизации общества, деидеологизации атеизма и свободомыслия. Впервые в истории России стало возможным свободное и добровольное выражение и распространение идей светского атеистического и нерелигиозного мировоззрения. В 1995 создано Русское гуманистическое общество (РГО), объединяющее широкий спектр свободомыслящих – атеистов, агностиков, скептиков, рационалистов и секулярных гуманистов. РГО издает ежеквартальник «Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов».


Литература:

1. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения. М., 1986;

2. Константинов В.Н. История свободомыслия. Владимир, 1993;

3. Курц П. Запретный плод. Этика гуманизма. М., 1993;

4. Дмитриева Л.М., Тажуризина З.А. Свободомыслие в истории культуры Западной Европы и России. Омск, 1995;

5. Kurtz P. The Transcendental Temptation. A Critique of Religion and the Paranormal. Amherst – N. Y., 1986;

6. Idem. Eupraxophy. Living without Religion. Amherst, 1989;

7. Smith G.H. Atheism. Amherst, 1996;

8. Johnson B.C. The Atheist Debater’s Handbook. Amherst – N. Y., 1997.

В.А.Кувакин, З.А.Тажуризина

Рекомендуем прочитать