СВАТАХ-ПРАМАНЬЯ

СВАТАХ-ПРАМАНЬЯ (санскр. svataḥprāmāṇya – собственная достоверность) – в индийской философии общее обозначение доктрин, признающих самодостоверность познания и отрицающих возможность его неистинности. Сторонники сватах-праманья, прежде всего мимансаки, полагали, что признание внешнего источника достоверности суждений (паратах-праманья) неэффективно, поскольку приводит к регрессу в бесконечность (суждение А будет верифицироваться суждением В, В – С и т.д.), поэтому они склонялись к признанию априорной истинности, т.е. неверифицируемости и нефальсифицируемости источников познания, включая восприятие, логический вывод и особенно словесное свидетельство. Сватах-праманья была направлена прежде всего на то, чтобы вывести из-под действия «верификации» ведийские предписания. Если, напр., в Ведах исполнившему ритуальное действие обещано достижение небес, то факт этого посмертного вознаграждения не может быть оспорен, поскольку, согласно мимансакам, его невозможно ни доказать, ни опровергнуть.

В.Г.Лысенко

Рекомендуем прочитать