СВАБХАВА

СВАБХАВА (санскр. svabhāva – собственная природа) – в индийской мысли обозначение природы вещей под углом зрения спонтанности и независимости от внешних факторов. Как философский принцип свабхава впервые засвидетельствована в «Шветашватаре-упанишаде» (I.2), где она предлагается в качестве начала мира одним из направлений мысли. Свабхава занимает важное место в системе начал мира и индивида ранней санкхьи – в список этих начал, по версии Панчашикхи, она включается сразу после индрий и их объектов: все существа существуют благодаря «механизму» свабхавы (Махабхарата XII.212.9, 41). По мнению Э.Джонстона, понятие свабхавы несло на себе первоначально значительную «нагрузку» Пракрити (сам термин «prakṛti» означает прежде всего «природу»), а затем, с завершением концепции Пракрити, свабхава исключается из начал мира в классической санкхье, но сохраняет «объясняющее» значение: по комментарию Гаудапады к «Санкхья-карике» (ст. 27) индрии функционируют во взаимокоординации благодаря скорее свабхаве, чем Ишваре.

В буддизме махаяны концепции свабхавы разрабатываются мадхьямиками и виджнянавадинами. Нагарджуна и его последователи используют понятие свабхава в своей негативной диалектике, предлагая следующий силлогистический дискурс: 1) ничего не может существовать, кроме вещей, которые наделены свабхавой и существуют сами по себе; 2) все вещи произведены причинами и потому не существуют сами по себе, лишены свабхавы; 3) следовательно, свабхава вещей – в самом отсутствии у них свабхавы. Эта природа вещей, лишенных природы вещей, и называется «пустотой» (см. Шуньята), а сами вещи – «без-природными» (niḥsvabhāva, svabhāvaśūnya). Виджнянавадинам принадлежала иерархическая онтологическая типологизация уровней свабхавы. Они различали воображаемую, виртуальную природу вещей (parikalpita-svabhāva), эмпирическую, «зависимую» (paratantra-svabhāva) и совершенную, абсолютную (pariniṣpanna-svabhāva).

В.К.Шохин

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать