СУННА

СУННА (араб, обычай, пример) – термин, который в арабо-мусульманской и исламоведческой литературе употребляется в разных значениях, основными из которых являются:

1) «традиция» Пророка Мухаммада как Священное Предание, объясняющее и дополняющее Священное Писание – Коран;

2) «традиция» Пророка как образец и руководство для мусульманской общины;

3) «традиционалистский», или мажоритарный, ислам, в отличие от периферийных групп, прежде всего шиизма;

4) «традиция», в противоположность «новшеству» (бидʻа; последнее чаще всего имеет отрицательный оттенок, хотя иногда различают «порицаемое» и «благое» новшества);

5) «добровольное», факультативное, по сравнению с «обязательным» (фард̣; эти квалификации преимущественно относятся к сфере культа).

Ниже рассматривается лишь первое значение термина «сунна». Сунна (полная форма «суннат ан-Набӣ», или «суннат Расӯл ал-Ла̄x», сунна Пророка, сунна Посланника Божьего) зафиксирована в виде х̣адӣс̱ов (у шиитов – ах̱ба̄р) – «преданий» о словах и деяниях Пророка. Подобно Корану, сунна считается божественным откровением, но Коран представляет собой «богопродиктованное» откровение, целиком принадлежащее Богу со стороны смысла и словесного оформления, а сунна – «боговдохновенное», выраженное словами самого Пророка. Правда, среди хадисов обычно выделяют «пресвятые хадисы» (ах̣а̄дӣс̱ к̣удсиййа), рассматривающиеся также как слова Бога, а не Мухаммада (а по форме отличающиеся тем, что в них Всевышний говорит от первого лица).

Сунна считается вторым после Корана источником мусульманского вероучения. Уступая Корану по степени святости, в определенном отношении она полагается равной ему: в случае несоответствия между аятами Корана и хадисами последние могут «отменять», модифицировать первые, и наоборот. Такова позиция большинства мусульманских богословов и юристов (исключение составляют представители шафиитской школы права, полагающие, что Коран может быть «отменен» только Кораном, а сунна – только сунной).

Хадисы, как и Коран, охватывают разнообразные вопросы – вероучительного (религиозного, культового, правового и этического) и нарративного характера. На основе хадисов последней категории была составлена Сӣра – жизнеописание Мухаммада. Нормативная же часть хадисов составляет «сунну» во втором значении этого слова.

При жизни Мухаммада сунна, хадисы (в отличие от Корана), как правило, не записывались, а передавались изустно. Хадисоискательство, путешествие в поисках передатчиков хадисов составляло характерную черту культуры ислама первых столетий. В то же время появление множества поддельных хадисов вызвало к жизни различные дисциплины, исследующие хадисы прежде всего с целью установления их подлинности. Своего рода результатом такой критики стали «шесть достоверных сборников» (с̣их̣а̄х̣ ситта), впоследствии канонизированных в суннитском исламе. Их авторами были соответственно ал-Бух̱а̄рӣ (ум. 870), Муслим (ум. 875), Абӯ Да̄’ӯд (ум. 888), ан-Наса̄’ӣ (ум. 915), ат-Тирмиз̱ӣ (ум. 892) и Ибн Ма̄джа (ум. 886). Самыми авторитетными из этих сборников признаются первые два, особенно «ас̣-С̣ах̣ӣх̣» ал-Бух̱а̄рӣ – вторая после Корана священная книга мусульман. Из шестисот тысяч исследованных хадисов ал-Бух̱а̄рӣи включил в свой сборник лишь немногим более 7 тыс. (а если не считать повторяющихся – то менее 3 тыс.), тематически распределенных по 97 «книгам» («Об откровении», «О молитве», «О посте», «О браке», «О купле-продаже» и т.п.), в свою очередь подразделенных на 3450 глав. В шиитском исламе сунна, помимо высказываний Пророка, включает и высказывания имамов. Два канонических сборника таких хадисов составили ал-Куляӣнӣ (ум. 941) и Ибн-Ба̄баваӣх (ум. 991). Еще два широко признанных сборника принадлежат Абӯ Джаʻфару ат̣-Т̣ӯсӣ (ум. 1067).




Литература:



1. Краткий сборник хадисов. Сахих аль-Бухари, пер. Абдуллы (Владимира) Нирша. М., [1999].

Т.Ибрагим

Рекомендуем прочитать