СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ

«СУММА ПРОТИВ ЯЗЫЧНИКОВ», полное название – «Книга об истине католической веры против язычников» (Liber de veritate Catholicae fidei contra errores infidelium, seu Summa contra gentiles), именуемая также «Суммой философии» («Summa Philosophiae») – один из основных трудов Фомы Аквинского, написанный в Риме в 1259–64, был вызван к жизни происходящим активным интеллектуальным обменом между христианскими, мусульманскими и иудейскими мыслителями. Фома стремился здесь, исходя из философской (т.е. надконфессиональной) позиции, защитить основоположения христианской веры. Этот обширный труд разделен на четыре книги: I. О Боге как таковом; II. O сотворении Богом различных регионов сущего; III. О Боге как о цели всех творений; IV. О Боге, как Он дан в Его Откровении.

В кн. I Фома, следуя Аристотелю, полагает, что изучать сущее – главный предмет метафизики – невозможно без раскрытия первопричины сущего, которой и является Бог. Фома начинает свой труд (гл. 1–9) с обоснования возможности исследования теологических вопросов при помощи разума и утверждает единство веры и разума. Критикуя онтологическое доказательство существования Бога (Ансельм Кентерберийский), Фома излагает знаменитые пять путей-доказательств существования Бога «от следствия», т.е. от особенностей эмпирически познаваемого мироустройства (гл. 10–13). Далее исследуются свойства, присущие Богу, – вечность, актуальность, простота, бестелесность, совпадение сущности и существования и др.; Бог, как наивысшая истина, познает все, в т. ч. индивидуальные и случайные события (гл. 44–71), и в соответствии со своей благой и свободной волей желает сотворения мира (гл. 72–88).

Кн. II посвящена одному из центральных постулатов христианской веры – свободному сотворению мира из ничего и раскрывает всемогущество и креативность Бога (гл. 6–29). Важными темами этой части являются также опровержение постулата о вечности мира и утверждение необходимости его начала (гл. 31–38), необходимости многообразия мира для его совершенства, и особенно наличие интеллектуальных субстанций, наделенных свободной волей и бессмертных (гл. 41–55). Особое внимание уделяется человеческой душе, трактуемой как форма тела, а не как сущность, пользующаяся телом, согласно платоникам и августинианцам (гл. 56–89). Полемизируя с аверроистами, Фома утверждает сотворение каждой индивидуальной души и ее бессмертие. Книга завершается учением об интеллигенциях, не связанных с телом (гл. 91–101).

Кн. III, посвященная этической проблематике, начинается с обоснования того, что каждый деятельно стремится к цели, причем благой (гл. 2–3), поскольку зло не есть нечто самостоятельно сущее, но только лишенность блага (гл. 4–15). Наивысшим же благом является Бог, и никакие цели в земной жизни (богатство, слава) не могут дать совершенного счастья, каковым является созерцание Бога (гл. 16–63). Далее Фома обращается к земной жизни, управляемой божественным провидением, которое не исключает возможности существования вторичных причин, действующих по своей воле, в соответствии со свободным выбором (гл. 64–93), что приводит к свершению ими злых и благих деяний. Это создает необходимость в божественном законе (гл. 114–118), который направляет человека не только к праведной духовной жизни, но и к правильному использованию телесных вещей (гл. 121 ). Фома довольно подробно останавливается на некоторых частных проблемах, таких, как сексуальные отношения (гл. 122–126) или практика добровольной бедности (гл. 132–136), а завершает книгу учениями о различных видах благих и злых деяний и соответственно о различии воздаяния от Бога (гл. 140–147), о необходимости божественной благодати для оказания помощи человеку на пути к благу (гл. 148–161) и о божественном предопределении (гл. 162–164).

Кн. IV посвящена «истинам Откровения», которые не могут быть выработаны в рамках естественной теологии, однако Фома считает возможным обсуждать с позиции разума и их. Таковы истины о единстве трех Лиц – Отца, Сына и Св. Духа при сохранении их различий (Фома полемизирует с еретическими взглядами ариан, манихеев и др.) (гл. 2–38), о воплощении Сына (гл. 39–55), о первородном грехе, о необходимости таинств (крещения, причащения и др.) и порядке их отправления (гл. 56–78), о воскрешении человека во плоти (гл. 79–89) и о Страшном Суде (гл. 96–97).

Во многих исследованиях и в получивших большое распространение в кон. 19 – нач. 20 в. пособиях по изучению томизма философия Фомы зачастую излагается по более знаменитой «Сумме теологии», в то время как сравнительно рано написанная «Сумма против язычников» привлекается в качестве иллюстративного материала. Однако «Сумма против язычников» превосходит «Сумму теологии» по глубине разработки и степени проблематизации сходных вопросов – так, если многократно воспроизведенное во всех учебниках по средневековой философии изложение «пяти путей» из «Суммы теологии» зачастую не производит впечатления строгого доказательства ввиду принятия недоказанной посылки – утверждения о невозможности регресса в бесконечность, то в параллельном месте «Суммы против язычников» Фома уделяет много внимания именно доказательству этого положения.

Имеется большое число изданий «Суммы против язычников», из которых наиболее значительные – в рамках полных собраний сочинений – в издании «Piana», начатом в Риме, в 1570, по повелению папы Пия V, и в «Leonina» (Рим, с 1882, по повелению Льва XIII). Последнее сопровождено ставшим классическим комментарием Ф.Сильвестра, выполненным в XVI в.




Издания:

1. S.Thomae Aquinatis Doctoris Angeli Opera Omnia, vol. VI–XII. Rome, 1918–1930; vol. XIII–XV, Rome, 1918–1930;

2. Liber de veritate Catholicae fidei contra errores infidelium, seu Summa contra gentiles, ed. С Pera, P.Marc, P.Carmello. Torino, 1961–1967;

3. в пер. на англ. яз.: On the Truth of the Catholic Faith, transl. by A.C.Pegis, J.F.Anderson, V.J.Bourke, С.J.O’Neil, vol. 1–5. N. Y., 1955–57;

4. The Summa contra Gentiles, transi, by L.Shapcote. L., 1924;

5. в рус. пер.: отдельные выдержки в кн.: Антология мировой философии: в 4 т., т. 1, ч. 2. М., 1969 (пер. С.С.Аверинцева);

6. то же в кн.: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975; «Символ» (Париж), 1995, № 3. См. лит. к ст. Фома Аквинский.

К.В.Бандуровский

Рекомендуем прочитать