СУХРАВАРДИ

СУХРАВАРДИ Шихаб ад-Дин Йах̣йа, ас- (1154, Сухравард, Северо-Западный Иран – 1191, Алеппо) – арабо-мусульманский философ, представитель ишракизма. К имени ас-Сухраварди добавляют «ал-мак̣тул» (убиенный), а желая указать на его статус фактического основателя школы – «шайх ал-ишрак̣» (Шейх озарения). Учился у Маджд ад-Дина ал-Джили, затем после переезда в Исфаган – у Фахр ад-Дина ал-Маридини. Важным представляется сообщение источников о том, что ас-Сухраварди через Захира ал-Фариси познакомился с сочинением «ал-Бас̣а’ир» («Прозрения») своего младшего современника ʻУмара Ибн Сахлана ас-Саваджи, который стремился ресистематизировать и реконструировать аристотелевскую логику на новых основаниях. Среди возможных, хотя пока не доказанных источников влияния на логику ас-Сухраварди можно назвать «Логику восточных» Ибн Сины, считающуюся частью не дошедшего до нас сочинения «Восточная философия», в котором, возможно, Ибн Синой были изложены идеи ишракизма. Во всяком случае, Ибн Сина служит безусловным авторитетом для ас-Сухраварди, а в его работах обнаруживаются многочисленные параллели с текстами последнего.

 Основным философским сочинением ас-Сухраварди, содержащим изложение собственно философии озарения, является «Х̣икмат ал-ишрак̣» («Мудрость озарения»). В первой части он излагает аристотелевскую логику, частично критикуя ее, частично предлагая альтернативные положения ишракизма, которые выработаны в соответствии с метафизикой философии озарения, изложению которой посвящена вторая часть. К числу философских сочинений относятся также «ат-Тал-вих̣ат» («Намеки»), «ал-Мук̣авамат» («Оборения»), «ал-Машариʻ ва-л-мут̣арах̣ат» («Истоки и вызовы»), в которых ас-Сухраварди по собственному признанию скорее стоит на позициях перипатетиков. «Хайакил ан-нур» («Храмы света») и «ал-Алвах̣ ал-ʻима̄диййа» («Имадовы скрижали») написаны ишракистско-зороастрийским языком с добавлением перипатетических мотивов. Многочисленные аллегорические и мистические трактаты написаны на арабском и персидском, в их числе «ал-Г̣урба ал-г̣арбиййа» («В западне Запада»), «Рисалат ат̣-т̣айр» («Трактат о птицах»), «Луг̣ат-и муран» («Язык муравьев») и др. Исследователи указывают и на существование ишракистского политического учения, которое ас-Сухраварди преподавал нескольким правителям своего времени; считается, что его смерть прямо связана с попыткой претворить в жизнь эти идеи.

 Ас-Сухраварди оказал решающее влияние на последующее развитие персидской философской мысли. Среди его последователей – аш-Шахразури, К̣ут̣б ад-Дин аш-Ширази, С̣адр ад-Дин аш-Ширази.

 


Сочинения:

 

1.  Sohravardi Sh.Y. Oeuvres philosophiques et mystiques, ed. H.Corbin, v. l–3. Teheran, 1993;

2.  Sohravardi. Partaw namach (The book of Radiance), ed. H.Ziai. Costa Mesa, 1998;

3.  Idem. The Philosophy of Illumination (Hikmat al-ishraq), ed. and transl. J.Walbridge and H.Ziai. Brigham-Provo, 1999;

4.  в рус. пер.: Му’нис аль-ʻушшак, вступление, пер. с фарси и комм. В.А.Дроздовой.– «Восток», 1993, № 2, с. 131–50;

5.  Язык муравьев, пер. с перс. и комм. Я.Эшотса.– «Волшебная гора», VII, 1998, с. 160–80;

6.  ʻАк̣а̄̕ ид ал-фала̄сифа (Учения философов), араб. текст, рус. и азерб. пер. Баку, 1986.

 


Литература:

 

1.  Fakhry M. Al-Suhrawardi’s critique of the Muslim Peripatetics (al-Mashsha’un).– Philosophies of Existence. Ancient and Medieval, ed. P.Morewidge. N. Y., 1982, pp. 279–284. См. также лит. к ст. Ишракизм.

А.В.Смирнов

Рекомендуем прочитать