СТХАВИРАВАДА

СТХАВИРАВАДА, стхавира (от санскр. sthavira, букв. – старейшины) – одна из двух первых школ, на которые разделился первоначальный буддизм либо на Втором буддийском соборе в Вайшали (возможно, ок. 380), как считает В.Гейгер, либо, согласно А.Баро, на Третьем соборе в Паталипутре, проходившем между началом и серединой 3 в. до н.э. в эпоху правления не то Калашоки, не то Махападмы Нанды. В буддийских текстах называются разные причины раскола: замеченные странствующим монахом Ясой (Яшасом) нарушения предписаний Винаи монахами общины Вайшали (они послужили поводом созыва Второго собора); пять техисов о природе архата как несовершенной, выдвинутые Махадэвой [1 – архат еще поддается соблазнам; 2 – архат еще не свободен от неведения; 3 – архат еще сомневается в Дхарме (Учении); 4 – архат еще нуждается в помощи других на пути к освобождению; 5 – он может достичь освобождения произнесением определенных слов и медитацией]; несогласие некоторых членов общины считать каноническим изложение Учения Анандой и споры о языке, на котором проповедовал Будда. Оппонентами стхавиров стали махасангхики («члены большой общины»).

Примерно в период правления Биндусары (293–268 до н.э.) от школы стхавиров откололась школа ватсипутрия (по имени ее основателя Ватсипутры), разрабатывавшая концепцию пудгалы – псевдосубъекта, носителя кармы, обеспечивающего действие закона кармы в разных рождениях субъекта. От ватсипутриев вскоре откололись школы хаймавата, дхармоттария, бхадарания, самматия и саннагарика, разошедшиеся по вопросам абхидхармы. Поскольку все названные школы склоняются к концепции пудгалы, их адептов обобщенно называли пудгалавадинами («сторонниками доктрины пудгалы»).

На Четвертом буддийском соборе (или Втором соборе в Паталипутре), созванном Ашокой (ок. 247–236 до н.э.), произошло разделение стхавиров на вибхаджьявадинов и сарвастивадинов. Вибхаджьявадины («аналитики», «делающие различие») получили свое имя благодаря председателю собора Тиссе Моггалипутте, выразившему их теоретическую позицию словом «вибхаджья» – «разделение существующего и несуществующего». Сарвастивадины получили имя за концепцию о том, что все дхармы, в т. ч. прошлые и будущие, существуют (сарвам асти), хотя и особым образом (в непроявленном состоянии).

Вероятно, к кон. 3 в. от вибхаджьявады отпадают школы махишасака и дхармагуптака, оставшиеся вибхаджьявадины делятся на школы тхеравадинов (палийский синоним стхавиравадинов – «сторонников старой мудрости», или «сторонников учения старейшин») и кашьяпиев. Ок. 250 до н.э. учение тхеравадинов было завезено на Шри-Ланку монахом Махиндой. Как отмечается в цейлонских хрониках Дипавамса (IV.6.13) и Махавамса (III.40), тхеравадины приняли это имя потому, что, считали (и считают) свой вариант буддизма наиболее близким к оригинальной проповеди Будды. Канон тхеравады Типитака (см. Трипитака), записанный на пали, провозглашается ими «исходящим из уст самого Учителя».




Литература:



1. Bareau A. Buddhist Schools of Hinayāna.– Encyclopedia of Religion, ed. M.Eliade, v. 2. Ν. Υ., 1987.

H.А.Канаева

Рекомендуем прочитать