СТЕПУН Федор Августович

СТЕПУН Федор Августович [6(18) февраля 1884, Москва – 23 февраля 1965, Мюнхен] – русский философ, историк, социолог, писатель. Родился в семье директора писчебумажных фабрик. После окончания частного реального училища в Москве поступил в Гейдельбергский университет, где в течение семи лет изучал философию, политэкономию, право, теорию и историю искусства. Защитил диссертацию по философии Владимира Соловьева. Участвовал в организации издания международного альманаха по философии культуры «Логос», возглавив, вернувшись в 1910 в Москву, его русскую редакцию вместе с С.И.Гессеном и Б.В.Яковенко. Много ездил по России, выступая с лекциями по философии, эстетике, теории литературы в качестве члена «Бюро провинциальных лекторов». Участвовал в Первой мировой войне в чине прапорщика. После Февральской революции – начальник политуправления военного министерства. После Октябрьской революции, будучи призван в Красную армию, участвовал в гражданской войне, ранен. В 1919–20 литературный и художественный руководитель «Показательного театра Революции» в Москве, снят с работы по идеологическим соображениям. Выслан из России в 1922. С 1926 по 1937 работал на кафедре социологии Дрезденского университета, уволен нацистами с запретом писать и выступать публично. С 1931 по 1937 участвовал в издании журнала «Новый град», выходившего в Париже. С 1946 читал в Мюнхенском университете курсы лекций по социологии русской революции и истории русского символизма. Его лекции проходили в переполненных аудиториях, собирая слушателей со всех факультетов. Творческое общение со Степуном иногда вынуждало его немецких коллег задаваться вопросом о масштабе русской предреволюционной культуры, если «не самый знаменитый ее деятель» казался им «титаном». Истина, по Степуну, есть не «предмет» познания, а «атмосфера», которой дышит мыслитель и которую он должен излучать своей личностью. Христианство открыло для нас мир благодатного общения, способность видеть другого в атмосфере и лучах истины. Философ «мыслит глазами». Он, как и поэт, – «сгуститель», помогающий людям видеть чувственный облик истины. Глубочайшая суть большевизма, по Степуну, есть «попытка погашения образа Христа в душе народа», лишение людей способности видеть Истину непосредственно и отличать ее от лжи. Но тем же путем идет и «пустогрудый» либерализм, отрывающий свободу от Истины и пытающийся осуществлять «христианскую программу» языческими руками. Только христианская личность способна препятствовать разрастанию неизбежного в политике зла. Радикальный персонализм пронизывает и философию, и социологию, и художественное творчество Степуна.


Сочинения:

1. Из писем прапорщика-артиллериста. М., 1918;

2. Жизнь и творчество. Берлин, 1923;

3. Основные проблемы театра. Берлин, 1923;

4. Николай Переслегин. Философский роман в письмах. Париж, 1929;

5. Бывшее и несбывшееся, т. 1–2. Нью-Йорк, 1956 (СПб., 1994);

6. Встречи. Мюнхен, 1962; дополненное изд. М., 1998.


Литература:

1. Чижевский Д.И. Речь о Степуне. – «Новый журнал» (Нью-Йорк), 1964, № 75;

2. Штаммлер А. Ф.А.Степун. – Там же, 1966, № 82;

3. Он же. Ф.А.Степун. – В сб.: Русская религиозно-философская мысль 20 в. Питсбург, 1975.

А.В.Соболев

Рекомендуем прочитать