СПЕРАНСКИЙ

СПЕРАНСКИЙ Михаил Михайлович [1(12) января 1772, с. Черкутино Владимир, губ. – 11(23) февраля 1839, Петербург] – государственный деятель, политический мыслитель. Из духовного сословия. Закончил Петербургскую духовную семинарию, где затем преподавал математику, физику, философию и риторику. В 1797 – титулярный советник в канцелярии генерального прокурора. В силу выдающихся способностей быстро продвигался по службе, в 1803 – директор департамента (экспедиция госуд. благоустройства) министерства внутренних дел, привлечен к работе над проектами реформ «Негласного комитета» при Александре I. В 1808 – товарищ министра юстиции, а с 1810 – государственный секретарь. В эти годы пользовался особым доверием Александра I, возглавлял работу над конституционными проектами, что вызвало негативную реакцию консервативно настроенного дворянства (главным его оппонентом был H.M.Карамзин). В 1812 уволен и выслан сначала в Нижний Новгород, а затем – в Пензу. С 1816 – губернатор Пензы, с 1819 – генерал-губернатор Сибири. В 1821 возвращен в Петербург, возглавил работу по составлению «Полного собрания законов Российской империи» в 45 т. (1832). Член Верховного суда над декабристами. В 1835–37 читал курс юридических наук наследнику вел. кн. Александру (будущему Александру II). С 1838 – председатель департамента законов Гос. совета. До ссылки Сперанский – убежденный конституционалист. В готовившихся по указу Александра I проектах преобразований проводил идеи подчинения самодержавной власти закону, разделения властей, выдвигал предложения по реформе госуд. аппарата. Верховная власть должна быть ограничена представительной Гос. думой. «План государственного преобразования» (1809) – самый последовательный реформаторский документ, выражавший предлиберальные тенденции русского политического сознания. Проекты преобразований Сперанский выстраивал в рамках раннебуржуазных теорий, оперируя понятиями «естественное право» и «общественный договор», где четко прослеживается его деистическая позиция. В то же время признавал общественный договор недостаточным гарантом соблюдения прав и обосновывал необходимость введения конституции. Понимал, что в перспективе необходимо будет решать проблему гражданских прав. Сторонник частной собственности. Под влиянием личных обстоятельств в самом начале 1800-х гг. увлекся мистицизмом, что соответствовало общественному настроению. В течение десяти лет изучал труды теософов и отцов церкви. Ежедневно, по его признанию, вместо утренней молитвы, переводил мистическое сочинение, приписываемое Фоме Кемпийскому «О подражании Христу». В Пензенской ссылке углубленно изучал мистическое Богословие. Отрицая православную церковь и проповедуя церковь внутреннюю, реформу церкви связывал с христианизацией общественной жизни на основе универсального христианства, что частично пытался воплотить при создании «Священного Союза» Александр I.


Сочинения:

1. В память графа M.M.Сперанского, 1772–1872. СПб., 1872;

2. План государственного преобразования (Введение к Уложению государственных законов). М., 1905;

3. Проекты и записки. М.–Л., 1961.


Литература:

1. Корф М. Жизнь гр. Сперанского. СПб., 1861, т. 1–2;

2. Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой пол. текущего столетия. СПб., 1894;

3. Довнар-Запольский М.В. Политические идеалы М.М.Сперанского. М., 1905;

4. Завитневич В.З. Сперанский и Карамзин как представители двух политич. течений в царствование имп. Александра I. Киев, 1907;

5. Катетов И. Сперанский как религиозный мыслитель. Казань, 1889;

6. Предтеченский А.В. Очерки общественно-полит. истории России в первой четверти XIX в. М., 1957.

Архивы:

1. РГИА, ф. 1251,

2. PO РНБ, ф. 731.

И.Ф.Худушина

Рекомендуем прочитать