СМЕНОВЕХОВСТВО

СМЕНОВЕХОВСТВО – идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника «Смена вех», вышедшего в Праге в 1921, куда вошли статьи Ю.В.Ключникова, Н.В.Устрялова, С.С.Лукьянова, А.В.Бобрищева-Пушкина, С.С.Чахотина, Ю.Н.Потехина. Идеи сменовеховства пропагандировали издававшийся в Париже журн. «Смена вех» (1921–22), берлинская газ. «Накануне», в России – журн. «Новая Россия» (с авг. 1922 – «Россия», среди его авторов И.Лежнев, С.Андриянов, В.Богораз-Тан, Н.Ашешев и др.). Представители сменовеховства пытались в свете новых политических реалий изменить позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России, включая отказ от вооруженной борьбы с новой властью, осознание необходимости сотрудничества с нею. Ведущим для сменовеховства был тезис о «великой и единой России». Историческую миссию большевизма сменовеховцы видели в восстановлении России и преобразовании ее в могучее государство. Они исходили из мистической связи между территорией государства и культурой: «физически» мощное государство обладает и великой культурой. Виднейшим представителем сменовеховства Устряловым была разработана идеология национал-большевизма – использование большевизма в национальных целях. Эту идеологию П.Б.Струве назвал «гибридной формой идеологии, порожденной революцией» (ст. «Россия»). Евразиец П.Н.Савицкий объявил о своем единомыслии с Устряловым («Еще о национал-большевизме». Письмо П.Струве, 1921) и заявил, что он также связывает «будущее России с будущим Советской власти, именующей себя властью коммунистической» (Савицкий П. Континент Евразия. М., 1997, с. 273). Советская власть какое-то время лояльно относилась к движению сменовеховства, разрешая деятельность печатных органов, чтение лекций, ведение дискуссий, поскольку решением XII партийной конференцией был взят курс на использование всего ценного, что могли дать участники движения, в хозяйственной и культурной жизни страны. Некоторые лидеры движения получили высокие государственные посты, однако судьба большинства сменовеховцев оказалась трагической.


Литература:

1. Мануйлов В.И. Две парадигмы: опыт современного прочтения «Смены вех». – «Полис», 1991, № 3.

В.В.Ванчугов

Рекомендуем прочитать